Обращение

22 июня 2014 г.                      Президенту Кыргызской Республики А. Ш.Атамбаеву

Премьер-министру КР Д.К . Оторбаеву

Спикеру ЖК КР А.Ш. Жеенбекову

Как мы узнали из СМИ, недавно принятый парламентом КР в трех чтениях «Закон о Ледниках», возвращен Президентом КР в парламент с формулировкой: «в связи с нарушением процедуры принятия законов, влекущих сокращение доходной части бюджета».

До этого в ряде СМИ появились тенденциозные статьи, утверждающие, что в случае принятия «Закона о Ледниках» будет остановлена горнодобывающая промышленность в Кыргызстане

В настоящее время образована согласительная комиссия по закону, состоящая из представителей Правительства, Администрации Президента КР и Жогорку Кенеша.

В связи с вышеизложенным, мы хотели бы выразить свою точку зрения на этот Закон, как обычные граждане, как водопользователи, к которым относятся все – депутаты, члены правительства, высшие должностные лица страны , журналисты, фермеры и многие другие.

Как известно, талые снеговые и ледниковые воды формируют до 70% суммарного годового стока главных рек Центральной Азии[1]. В Кыргызстане ледниками и снежниками занято 4,1% территории.[2] В настоящее время наблюдается активное таяние ледников, и, по экспертным оценкам, данные показатели снизились на 20%.

В Кыргызстане находится 45% ледников Центральной Азии. До 2020-2025 годов ожидается увеличение поверхностного стока рек за счет усиленного таяния ледников, далее прогнозируется его уменьшение. Последствия этого процесса могут привести к недостаточной обеспеченности водными ресурсами, снижению энергетического потенциала ( прощай, каскад ГЭС ? Прим. КМ ) и продуктивности земельных ресурсов не только в Кыргызстане, но и в целом в Центральной Азии, отмечено в докладе.

Кыргызстану как горной стране, расположенной в зоне формирования водостоков, угрожает значительное сокращение водных ресурсов, вплоть до почти полного (от 64% до 95%) исчезновения ледников к 2100 году. Об этом говорится в презентации Министерства экономики «Вызовы и риски для Кыргызстана при переходе к устойчивому развитию». [3]

Характер национальной экономики Кыргызстана:

— Экономика страны имеет природоемкий характер;
— Развивается по экстенсивному пути;
— Отсутствует культура экономии природных ресурсов и безотходного производства.

В результате:

— ухудшается состояние окружающей среды,
— ухудшается состояние вод,
— сокращаются земельные ресурсы.

Сопротивление некоторых чиновников из Правительства, а также тиражируемое рядом СМИ мнение отдельных экспертов об угрозе в случае принятия данного закона « О ледниках» существованию горнодобывающей промышленности в стране, полностью характеризует узкое недальновидное мышление этих лиц и показывает, что экономика Кыргызстана и дальше будет развиваться по вышеописанному отсталому сценарию. А как же громогласные заявления и концепция о развитии «зеленой экономики» Кыргызстана ?

Хотелось бы отметить, что работа над законопроектом и обсуждение проходило с участием представителей ключевых министерств и ведомств, независимых экспертов. Высказывались и принимались во внимание самые разные точки зрения. В результате выработан сбалансированный вариант закона, запрещающий только открытую разработку полезных ископаемых [4] в районе ледников, снежников и зоне вечной мерзлоты, с разрешением подземной добычи, хотя первоначально предусматривалось запретить любые разработки в зоне ледников. Но даже этот сбалансированный вариант закона сразу стал объектом нападок и появлением статей, интервью экспертов, усмотревших в нем опасность для развития экономики и существования крупнейшего золотодобывающего предприятия Кумтор.

Если мы обратимся к опыту других стран, то в той же Канаде, в провинции Британская Колумбия, где расположен Национальный парк ледников, канадцы всем сообществом запретили разработку угольного месторождения, расположенного в 10 км от этого парка! [5]А у нас сговорившись с коррумпированными чиновниками различных ведомств, они свалили на ледники свыше миллиарда тонн раздробленной горной породы, содержащей «букет» тяжёлых металлов, сульфатов, нитратов и обладающих потенциалом кислотообразования.

 

Здесь же стоит отметить, что в супермакетах Канады продаётся питьевая вода с ледников Канады ультра-премиум класса, которая стоит в 5-10 раз дороже, чем обычная минеральная или питьевая вода. Вода с ледников Кыргызстана, не затронутых техногенным воздействием также относится к классу ультра-премиум класса. Однако воды с ледников Давыдова, Лысый, Сарытор уже никогда не будет даже обычной питьевой водой.

Кыргызстан не является первой страной, разработавшей «Закон «О ледниках» Такой закон был принят впервые в Аргентине в 2010 году[6]. Законодатели Аргентины одобрили билль о защите ледников, расположенных в стране. Согласно биллю на ледниках запрещены добыча полезных ископаемых открытым и шахтным способом, а также бурение нефтяных скважин. Закон устанавливает стандарты по защите ледников, а также перигляциарных областей, их окружающих. Ледники являются жизненно важным источником питьевой воды для большей части страны. В качестве механизма защиты выступает система штрафов и пеней за загрязнения и за урон ледяным полям.

И что же, после принятия Закона о сохранении ледников в Аргентине остановилась разработка полезных ископаемых или ухудшилась экономика? Отнюдь. Экономика Аргентины развивается благодаря большому запасу полезных ископаемых, высокой грамотности населения и обладает крупным сектором, ориентированным на экспорт сельскохозяйственной продукции. Кроме того, ей присуща диверсифицированная индустриальная база. В свою очередь, объём ВВП и экономический рост позволяют Аргентине быть частью «Большой двадцатки»[7]. ВВП на душу населения по паритету покупательной способности валют 14,2 тыс. долларов США (в 2008 году, 2-е место в Латинской Америке, после Чили). В целом, за десятилетний период 2002-2012 гг. Аргентина является лидером региона по совокупному росту ВВП с показателем в 99,1%. За ней следует Перу (87,2%) и Уругвай (77,4%), средний показатель по Латинской Америке составляет 46%.[8] Вместе с тем с принятием данного Закона, который довольно строго соблюдается, Аргентине удалось предотвратить дальнейшее разрушение своих ледников и сохранить запасы питьевой воды для настоящих и будущих поколений страны.

Между тем в нашей стране, традиционно считающейся богатой водными ресурсами, уже наблюдается нехватка питьевой и поливной воды. Посещая регионы, мы сталкиваемся с тем, что жители жалуются на нехватку питьевой воды, которая вызвана в отдельных регионах именно уменьшением притока водных запасов водоемов в регионах. Всем известен факт уменьшения запасов Токтогульского водохранилища в последние годы. И если существует смешная поговорка об альтернативах, что « либо руки с мылом, либо чай с сахаром», то в случае утери наших ледников, мы все не сможем в будущем, говоря фигурально, ни руки помыть, ни чай попить.

Между тем Правительство в лице Министерства сельского хозяйства и мелиорации сейчас выдвинуло еще более странное предложение о поправке в Водный Кодекс КР, где законопроектом «запрещается деятельность, влияющая на ускорение таяния ледников, с использованием угля, золы, масел или других веществ или материалов, а также деятельность, которая может повлиять на состояние ледников или качество вод, содержащихся в них, и деятельность, связанная с заготовкой льда, за исключением месторождений полезных ископаемых, отнесенных к стратегическим объектам, при подтверждении невозможности исключения воздействия на ледники». [9] Мы одобряем позицию фракций ЖК, отклонивших эту поправку. Исключения из Закона для отдельных так называемых стратегических объектов, приведут к долговременным негативным последствиям для природы и водных ресурсов Кыргызстана.

Поэтому, учитывая все вышеизложенное, мы настоятельно просим принять закон «О ледниках» в варианте, одобренном Жогорку Кенешем Кыргызской Республики.

Калия Молдогазиева, Директор ЦЧР «Древо Жизни» (Бишкек)
Kубанычбек Жумабаев, Представительство “SnowLeopardTrust” в Кыргызстане
Гульнара Ибазасарова, ИКЦ «Элназ» ( Таласская область)
Назик Иманбекова , ассистент ЦЧР «Древо Жизни»
Толекан Исмаилова, «Бир Дуйно Кыргызстан» (Бишкек)
Тургунбек Атабеков, НПО « Фоат», (Чаткал)
Наталья Аблова, Директор Бюро по правам человека (Бишкек)
Рысбай Сарыбаев , НПО «Алтын Булак» ( Нарынская область)
Абдылда Темирбердиев, ОФ «Марендан» ( Чон-Алай)
Чынгыз Карымшаков, ОФ «Юрист & K» Lawyer & K» (Баткен)
Бакыт Жусупов, Нарынский Ресурсный Центр (Нарын)
Контакты для обратной связи: тел 0772 408926, E-mail: hdc3tol@yahoo.com

 

[1] Пресс релиз . Региональный семинар. Оценка снежно-ледовых и водных ресурсов Азии. 28-30 ноября 2006. Алматы, Казахстан
[2] Национальный доклад о состоянии окружающей среды в КР в 2006-2011 годы.
[3] http://www.cawater-info.net/news/05-2013/07.htm
[4] Закон КР «О Ледниках» ( проект) статья 6, пункт2звития
[5]British Columbia Vows Ban on Mining, Drilling Near Glacier National Park. http://www.nytimes.com/gwire/2010/02/10/10greenwire-british-columbia-vows-ban-on-mining-drilling-n-75895.html
[6] Закон № 26639 Аргентины. « Окружающая среда. Ледники и перигляциальная среда. Их сохранение».
[7] http://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%EA%EE%ED%EE%EC%E8%EA%E0_%C0%F0%E3%E5%ED%F2%E8%ED%FB
[8] http://www.ved.gov.ru/exportcountries/ar/about_ar/eco_ar/
[9] http://www.knews.kg/politics/51461_ata_meken_ne_odobril_popravki_v_vodnyiy_kodeks/

Вам может также понравиться...