Разговор вокруг меда
Хлопотное это дело — заводить пчёл. Тем не менее в Кыргызстане с начала 2012 года произведено 2 тысячи 500 тонн меда. «Для кого-то пасека — это способ заработать на жизнь. Здесь многое может идти на продажу: собственно сам мёд, воск, сушь, прополис, рыльца, рабочие пчёлы и плодные матки,- говорит медовик Надежда Дрыгина из Маевки,- Иные держат пчёл ради продуктов пчеловодства, а в большей степени ради мёда себе в пищу. А кому-то они дороги сами по себе, ведь с ними интересно!»
Горный воздух Кыргызстана наполнен ароматами буйного разнотравья зеленых альпийских лугов. Этот живописный край поражает своим горным разнотравьем: перечная мята, шалфей, чабрец, душица, дягиль, чабрец, верблюжья колючка, вереск, клевер, джида и многие другие. Каждое из этих растений наделяет мёд лучшими лечебными качествами и особым ароматом. По словам Семена Дуная, пчеловода из Джалал-Абадской области, отечественный мед не только вкусный, но и очень полезный, он помогает в профилактике многих заболеваний.
Продукция кыргызских пчеловодов является уникальной и экологически чистой. Выделяются такие сорта меда, как горное разнотравье, мёд луговой, горно-полевой, эспарцетовый. Они оказывают общеукрепляющее действие, успокаивают нервную систему, рекомендованы при головной боли, бессоннице, отличаются высоким содержанием каротина, витамина А, душистых веществ, обладают очень сильным бактерицидным действием «Мёд очень полезный, поскольку травы, входящие в его состав обладают полезными свойствами и обладают целебной силой, описанной еще знаменитым врачом древности Авиценной. Вот, например, сотовый мед – это прекрасное средство для лечения заболеваний дыхательной системы. Считается, что люди, потребляющие мед до 60-ти лет, очень редко простужаются. Если регулярно его есть, он поможет очистить организм от шлаков и токсинов, а еще это отличное средство для похудения», — добавил пчеловод.
«Чон-Кемин, Кар-Кыра, Чаек, Иссык-Куль, Суусамыр, Ат-Баши, Шамси, Токтогул- вот небольшой перечень мест, которые давно облюбовали пчеловоды. Сегодня мы уже успешно конкурируем с российским рынком пчеловодов, поставляем свою продукцию в Дубаи (ОАЭ) и Кувейт. Узгенский район Ошской области намерен экспортировать мед в Китай. Об этом было подписано двустороннее соглашение между Кызылсуйско-Кыргызским автономным округом СУАР КНР и акционерным обществом «Бал-кочот» Узгенского района КР, — говорит президент ОО «Кыргызский союз пчеловодов» Казим Каракетов,- Кыргызский мед превосходит по качеству китайский и готов выйти на европейский рынок.
К сожалению, процесс тормозится из-за слабой материально-финансовой оснащенности наших пчеловодов». «Но сегодня трудно вывести отечественную медовую продукцию не только на мировой уровень, но и в соседние Казахстан и Россию. Причин несколько,- рассказывает потомственный пчеловод Андрей Матушкин,- Десятилетие назад Постановлением Правительства мед отнесен к стратегической продукции и без специального разрешения нереально вывезти большие партии меда. По идее, продукцию надо сертифицировать, растаможить и проезжать через границу. На деле все гораздо сложнее. Растаможка обходится в 20% от рыночной стоимости (стоимость 1 кг меда хорошего качества из Кыргызстана составляет 300 сомов- это значит, что с каждого кг отдай на таможне по 30 сомов! А если едешь не транзитом в Россию- еще плати). В Казахстане кыргызский мед стоит 450 сомов, в России — 500 рублей (750 сомов)- значит, выгоднее продавать продукцию в РФ.
Однако по закону этой страны нужно заручиться поручителем (обязательно им должно быть юридическое лицо), нужно иметь там склады, мед должен быть сертифицирован и тара также должна быть сертифицирована согласно требованиям РФ». «Везешь 3 сорта( фляги) меда — по российскому законодательству делай 3 анализа меда. Это сильно увеличивает себестоимость продукции,- говорит пчеловод из Токтогула Болотбек Батырканов. Отечественные пчеловоды мечтают об упаковочной линии, но только она не должна быть монополизирована- иначе опять кто-то будет на своих собратьях зарабатывать!
Можно выезжать не с готовым медом, а с пасекой, скажут многие. «Я при СССР ездил постоянно в Павлодар, Семипалатинск — эти места в 3 раза богаче по медосбору, чем многие в Кыргызстане,- а вот теперь в РК ездят не более 1% кыргызских пчеловодов,- говорит Андрей Матушкин,- Сам я туда в последний раз ездил в 1998г. За вывоз пасеки надо отдать 1,5 тыс$ туда и 1,5 тыс$ назад! А кроме этого, у пчеловода должно быть приглашение от фермерского хозяйства Казахстана».
Президента «Кыргызского союза пчеловодов» Казим Каракетов ездит в Москву на ярмарку меда- ему когда-то помогли « проложить» туда дорогу. А здесь он скупает оптом мед у членов « КСП» всего по 130 сомов! Пчеловодам это невыгодно, да деваться некуда, когда Государство не заботится о рынках сбыта пчеловодческой продукции. Пчеловод Сергей Мартынов говорит: « У нас в КР у людей не хватает понимания, что мед во сто крат полезнее сахара и конфет, пирожных. Да и денег у людей нет. Продаем порой и по 250сом/кг и ниже, что не окупает затраты. Посудите сами – только участие в ежегодной ярмарке меда обходится в 12 тысяч сомов – вряд ли кто-то из участников их окупает. Выгода от ярмарок скорее в том, чтобы встретиться с коллегами, наработать новых клиентов — мы даем визитки, а если мед понравился, то нам звонят позже не только сами покупатели, но и их друзья».
«Чиновники хвалятся, дескать, мед наш отменный- а вот мало что делают в помощь пчеловодам. Пчелоинвентарь уже старый, правда, еще кое-что в «Союзе пчеловодов» можно приобрести, а вот в «Обществе пчеловодов» его давно уже нет. Лекарства все дорогие, так как китайского либо российского производства. Вот только на 1 обработку от клеща-варатоза уходит до 400сом, а за сезон таких обработок надо сделать 300-400! Препоны ставят и местные власти. Встаем в приарычной зоне, не вытаптываем траву, пчела опыляет клевер, а нас выгоняют либо требуют за размещение пасек немалые деньги!»- возмущен Николай Рогожин.
«У меня была стычка с местным Кенешем в Орловке- требуют деньги, а никто не задумывается о том, что я ежегодно Орловскому детскому дому по фляге меда отвожу! Я просто уехал из этого села, не стал платить. Удивительно, что местные власти даже не знают о том, что пчеловоды наконец-то освобождены от оплаты за пользования пастбищами»,- говорит Андрей Матушкин.
«Вот по этой причине и кочуют пасечники с места не место, теряя драгоценные летние дни. И поэтому Кыргызстану не удается выйти на уровень СССР по производству меда- сегодня производится всего 6-7% от имеющейся пчеловодной базы в Кыргызстане»,- говорит Максим Ильяшенко.
Когда же труд пчеловода и его деятельность наконец-то по достоинству будут оценены правительственными структурами? Похоже, пчеловоды уже не ждут помощи от Государства, а даже сами ему помогают: растят молодую смену- вон 6-тилетняя Кристина уже давно с дедушкой ездит на пасеку; производят многие продукты пчеловодства (это прополис, маточное молочко, перга, забрус, пыльца, медлвуха и даже медовый коньяк); выступают бесплатными консультантами по лечению продуктами пчеловодства; участвуют в общественно-социальных проблемах детей-сирот. Так, 25 пчеловодных хозяйств со всех областей республики недавно провели и благотворительную акцию для Бишкекского детского дома «Светлый путь». Его воспитанникам оказана гуманитарная помощь в виде канцелярских товаров и «медовых» подарков, а также показано специальное театрализованное представление!