Эко-кафе и его «горячая» тема в Бишкеке
Сомкнутся ли интересы большой компании и маленького села?
Недавно прошло очередное Эко-кафе с участием экологических НПО республики.
— Это у нас уже стало доброй традицией в непринужденной обстановке, спокойно вести диалог о той или иной экологической проблеме, — сказала, открывая это мероприятие, руководитель Центральноазиатского филиала Голландского НПО «Милликонтакт» Якобина Ритсма.
— Но, откровенно говоря, мало кто из собравшихся по началу верил в то, что на этот раз, Эко-кафе пройдет как обычно спокойно и легко, уж больно горячей была на этот раз тема разговора.
С апреля идет тяжба между населением села Копре-Базар Таласской области с одной стороны и местными властями и руководством кампании «Андаш Майнинг Компани» с другой. Причина тяжбы — готовящийся запуск работ на местном месторождении «Андаш». Население выступает против начала работ, а кампания, получившая от государства лицензию на разработку — как не трудно догадаться напротив выступает за открытие месторождения. На этот раз гостями и главными действующими лицами нынешнего Эко-кафе, стали таласские экологические НПО.
— Начало тяжбы пошло с того что, жители села Копре-Базар стали требовать от кампании «Андаш Майнинг Компани» компенсации за ущерб, нанесенный им геолого-разведочными работами на месторождении. Но компания даже слушать не стала нас, в ответ на такое отношение, мы начали организовывать собрания, круглые столы, общественные слушания, и в заключение мы провели общественную экспертизу.
И чем больше мы работали в этом направлении, тем больше убеждались в том, что нас, местных жителей, как руководство кампании, так и местные власти откровенно обманывают. Если еще до начала работ, с нами никто не считает нужным не то, что считаться, но даже выслушать наши чаяния, чего можно ожидать в последующем, когда переработка сырья пойдет полным ходом?, — обратился к собравшимся руководитель таласской инициативной группы Таалай Арсыкулов.
Также поддержал своего товарища, член этой группы Кайназар Иманалиев.
— Самое главное наше богатство — это наша природа. Кто был в наших краях, тот меня поймет и поддержит. У нас чудесная природа: чистая вода, нетронутые рощи, густая зелень до самой поздней осени. И все это богатство находится сейчас под угрозой. Возле того места, где планируются разработки, протекает река, воды которой орошают не только Талас, но и уходят в соседнюю республику, город Тараз, то есть река, являясь трансграничной, принесет отходы переработки и в соседнюю республику. Где гарантия того, что сопредельное государство не предъявит нам свои требования, и в итоге не возникнут конфликты?
Сколько раз мы приглашали руководство кампании на наши собрания и слушания, ни разу оно даже не откликнулось на наши призывы. Наконец сегодня представитель кампании пришел и это уже хорошо, мы сможем из первых уст узнать об их позиции.
— Очень много эмоций связано с Андашем,- сказал менеджер компании….. Я не хочу сейчас вдаваться в подробности прошедшего, думаю препирательство никому не принесет пользы, скажу только одно — существует закон и мы работаем в соответствии с ним, по разрешению государства. Если у вас есть возражения, пожалуйста, обращайтесь в суд, направляйте туда все документы и пусть он нас рассудит.
Кроме этого, хочу вам напомнить, что в селе Копре-Базар есть люди и их кстати немало, которые выступают за открытие месторождения. Почему вы считаете, свое мнение единственно правильным? Бизнес структуры тоже граждане страны и имеют право на существование и на то чтобы их мнение тоже учитывались. Мы не хотим конфронтации и не делаем громких заявлений. Хотя вы нас тоже не слушаете и не интересуетесь нашим мнением. Не надо делать из нас монстров. Есть три государственных органа, уполномоченных давать разрешение на разработку месторождений и мы получили добро от них от всех.
Поэтому нас и наши действия никак нельзя назвать противозаконными. Мы готовы на диалог. -Сложившуюся на месторождении Андаш ситуацию, можно назвать типичной, — сказала член экспертной группы по общественной экспертизе Анна Кириленко. В мире есть опыт взаимодействия больших транснациональных компаний с местным населением. И все они протекают по похожей схеме. Потребителей ресурсов, то есть тех, кто получает готовый, переработанный продукт, обычно не касаются проблемы, с которыми сталкиваются люди, живущие в местах изъятия ресурсов.
Прибыль получают компании и территории, куда поступают эти ресурсы и государство, а местное население, откуда выкачиваются ресурсы, теряют не только сам ресурс, но и устойчивость развития своей местности. Последствия проявляются обычно не сразу, они возникают потом. Примеров тому не мало, вспомним хотя бы тот же Кумтор. И опасения копребазарцев обоснованны и реальны.
Компании обычно помогают местным детским садам, больницам, школам и, оказав таким способом, благотворительность успокаиваются с чувством исполненного долга. К тому же в местных сообществах с приходом крупных кампаний, у людей складываются по поводу их прихода разные мнения, и это приводит к конфликтам. Одним словом, в подавляющем большинстве работы на местах крупных кампаний, плюсы получает государство и сама кампания, а минусы целиком и полностью приходятся на население.
Проводя экспертизу, мы узнали, что добротное, большое здание сельского детского сада, эксперты кампании оценили всего в 3000 сомов и указали, что у сельчан скота гораздо меньше, чем на самом деле они имеют. Подобных примеров искажения фактов не мало в документах и их трудно назвать случайными ошибками. Копребазарцы прошли долгий путь в отстаивании своих интересов, — сказала специалист по общественному участию «Миликонтакт» Галина Дмитриевна Чебан.
Это дело не простое, таласцы оказались молодцом, все свои действия они совершали юридически грамотно. А для этого много учились, прошли ряд тренингов по общественному участию, по проведению общественных слушаний и общественной экспертизы. В итоге они пришли к тому, что имеют на сегодняшний день.
Инициативная группа, в состав которой вошли местное население, и эксперты из Бишкека во главе с профессором экологом Э. Шукуровым тщательно изучили полученные от компании документы, солидный как по содержанию, так и по объему материал в три тома. Эксперты выехали в Талас, осмотрели карьер, фабрику, хвостохранилище, встретились с местным населением и вынесли экспертное заключение.
— Геолого-разведочные работы на золоторудных месторождениях Таласа были проведены еще в советское время,- сказал А. Сейдалиев геолог, пенсионер.- Тогда тоже были инвесторы, которые проявляли к таласским месторождениям интерес, но из-за низкой цены на золото, они отказались вкладывать деньги в разработку. Когда цены на золото поднялись, инвесторы в Таласе появились вновь.
Понятно, что у них есть свои интересы, но что от того копребазарцам? Село в 800 дворов расположено от того места, где будет проводиться бурение горных пород на расстоянии всего 1,5 км. Ущерб для населения, хотят в этом признаться, инвесторы и местные власти или нет, однозначно будет наноситься. Я уже не говорю о воздействии на окружающую среду. – Нужно находить варианты, чтобы был результат, который бы устраивал интересы обоих сторон,- сказал, директор Госагентства по охране окружающей среды Давлеткальдиев А.А..
Когда- то с хорошими предложениями приходили в республику как инвесторы, малазийцы у них были серьезные намерения о сотрудничестве, но им государство не дало работать, отобрав лицензию. Это было не лучшее решение. Нужен интегрированный подход, тем более в таких серьезных вопросах.
У меня вопрос к компании:- Вы планируете открыть фонд для рекультивационных работ? Кумтор для этих целей закладывал 15 млн долларов при потребности 20-25млн, какова будет ситуация на Андаше? Представителю кампании этот вопрос по видимому не пришелся по вкусу, поначалу он попытался ускользнуть от прямого ответа. Но за него ответили члены экспертной группы, сказав, что в Фонд будут поступать проценты от реализации. И он подтвердил эти слова. Представителю кампании были заданы и другие вопросы.
— Что будет делать кампания, если население не даст своего согласия на разработку месторождения? — Если возникла стена, зачем ее ломать, от нее надо отойти. -Готова ли компания к диалогу и согласится ли она на подписание договора с учетом предложений от населения? Хотим мы того или нет, мы до сих пор двигались параллельно и рано или поздно мы должны сомкнуться и придти к общему решению. Я верю, что это произойдет. От работы инициативной группы, от активности населения пользу получают все, в том числе и компания.
Хабира Мажиева