Атрибут превосходства
Бишкек — это город в центре Евразийского континента, на пересечении воздушных сообщений между Востоком и Западом, Севером и Югом в зоне 5-часового перелета от Москвы, Пекина, Дели и Стамбула. Население стран, входящих в охватываемый регион, более 2,5 млрд. человек. В столицу Кыргызстана приезжают люди разных национальностей и вероисповеданий – это своеобразные ворота страны и ее визитная карточка.Вот только с каждым годом становится все сложнее среди ярких соцветий туристского мира разглядеть потенциал скромного Бишкека.
Турист из Италии Сабино Лаброка приезжал в Бишкек этим летом по маршруту Великого Шелкового Пути. Бишкек как раз находится на том самом месте, где в XVII веке на древнем торговом пути из Центральной Азии в Китай у пересечения с Верненским трактом находился древний — более чем 1500–летний! — сoгдийско–тюркский город Джуль. «К сожалению, я огорчен видом Бишкека. Он вызывает впечатление сироты, которого власти давно позабыли. А ведь чувствуется, что здесь когда-то была сформирована кыргызская архитектурная школа, были заложены парки и рощи. Непростительно так относиться к своему наследию».
Шарбел Уонес – продюссер из ОАЭ, он приехал в КР снимать документальный фильм. Первое впечатление от столицы у него было самым негативным: «Все плохо: дороги, мосты, тротуары, санитария, сервис. Центр превращен в микрорайон, который застраивается впоследствии пустующими высотками. Я успокоился только тогда, когда выехал в ущелья в окрестностях столицы. Скажу как кинорежиссер — мне понравилась у вас не цивилизация, а натура. И еще гостеприимный народ».
А недавно я сопровождала в поездке по КР делегацию из Армении. Было очень обидно за мою родину. «Хотите откровенно? — Саша Мелконян выразил общее мнение всех членов делегации,- В Ереване тоже много проблем, мы не считаемся среди стран СНГ той, где отмечается высокий экономический рост. Однако такого отношения к своему главному городу у нас нет. Здесь же сразу видишь, что советское наследие уже сильно обветшало, а новых административных и культурных объектов не строят. Да и вообще в целом ощущение бедности, несмотря на дорогие иномарки на дорогах».
«Это город останется без будущего, если кыргызстанцы срочно не изменят к нему своего отношения. И скажите, а в чем атрибут превосходства Бишкека перед другими населенными пунктами страны, если повсюду заметно уже с трудом скрываемое разрушение советского наследия? Разве что в официально закрепленном за ним статусе столицы?- спрашивает бизнесмен из ФРГ Питер Левен,- Раз столица, тогда и облик у нее должен быть статусный, столичный!»
Да уж. Тут и возразить нечего, особенно если побывать в бишкекских «гетто»- новостройках, где в ХХI веке многие люди живут в отсутствии водоснабжения, газа, канализации, а то и света. О какой там архитектуре вообще можно рассуждать?!
Юрист Эрик Ирискулбеков уверен, что город уничтожают помимо новостроек также точечные застройки. «Бишкекчане лишились детских площадок, бассейнов, мест для досуга. Тренд ближайшего будущего — застройка дорог и детских садов. Ситуация с участком на пересечении улицы Суюмбаева и проспекта Чуй — наглядный тому пример,- говорит Ирискулбеков, — Скоро будем жить в конгломерате, когда невозможно будет свободно вздохнуть. Бишкек превращается в город — трущобу».
В глубине души мы все понимаем: новый облик столицы — факт свершившийся и решать проблемы его благоустройства все-таки надо.
Не зря новый мэр Кубанычбек Кулматов взял курс на создание Бишкека комфортного для жизни, успешного и безопасного. Однако прописные истины гласят — можно сколько и как угодно планировать, но без финансов тут не обойтись. «Бишкеку необходимо тратить средства на развитие, а не на функционирование, как это происходит сейчас, то есть вся система здравоохранения, образования лежит на местном бюджете. На развитие остается всего 150 млн сомов. Как вы думаете, этого хватит на строительство школ и дорог?» — заявил мэр.
По его словам, в настоящее время Ош развит гораздо более качественно, чем Бишкек, несмотря на то, что его годовой бюджет составляет 1,5 млрд сомов, а бюджет столицы — 7 млрд, потому что мэрия Оша тратит свои деньги на развитие.
Еще прежний мэр Иса Омуркулов говорил, что столице необходимо 600 млн сомов на капитальные вложения ежегодно — это минимум.
Анарбай Капаров, завотделом мониторинга и анализа Госагентства МСУ видит истоки проблемы в расщеплении бюджета. «363 АО – дотационные, местные бюджеты у них маленькие. Им выделяется из республиканского бюджета 696 млн сомов в виде выравнивающих грантов. В целом бюджет МСУ – 15 млрд 245 млн сомов. Мы работаем, чтобы целевые трансферы получали не в виде выравнивающих грантов, тогда 80% АО станут самостоятельными. Значит, снизится нагрузка на Бишкек, который половину своих местных налогов отдает республиканскому бюджету. По-видимому, именно в этом атрибут его превосходства».
Сегодня 90% из самодостаточных АО — это те, у кого налоговая база побольше, например, из-за больших налогов с продаж от приграничной торговли, и те, у кого имеются полезные ископаемые и они получают налоги и денежные вливания от работающих на их территории горнодобывающих компаний. Все остальные ходят с протянутой рукой.
«И мы 50% налогов изымаем у Бишкека, а надо оставлять деньги городу, пока он не выйдет на цикличность. А формирование бюджета должно идти снизу вверх, а не наоборот, хотя надо признать, что пока качество первичной работы оставляет желать лучшего. Но сегодня Закон ограничивает бюджет, — говорит заместитель директора Государственного агентства по делам местного самоуправления и межэтнических отношений при Правительстве КР Михаил Халитов,- Результат- бюджет не такой, какой нужен, а такой, какой есть. Мэрия ходит с протянутой рукой, Бишкек блекнет на глазах, а надеяться на чудо не приходится.Нужно УПРАВЛЯТЬ экономикой города, а у нас экономика не нормативная, а казуальная! Должны быть нормы и на содержание и эксплуатацию, тогда водопровод и канализация проработают, сколько им положено. А сегодня денег на содержание техники не дают — мусоровоз сломался и мы все потонули в мусоре!»
«Хоть Бишкек — и основной донор других регионов, но с каждым годом доля остающихся в самой столице доходов сокращается,- говорит депутат Бишкекского Горкенеша Алмаз Кекенбаев,- Хотя бы необходимые средства должны обязательно закладываться в бюджет развития столицы».
«Долг госбюджета перед социальной инфраструктурой городов и сел большой. Мы престали финансировать поддержку инфраструктуры даже в соответствии с минимальными нормами и нормативами,- продолжает Михаил Халитов,- Начали отставать, постепенно довели столицу до нынешнего состояния, а наверстать уже не можем. Теперь сколько ни давай на латание прорех — выйти на цикличность норм по возведению социальной инфраструктуры не удастся без серьезных капвложений. Простой пример. Если на дорогу 24 года не давать денег, то теперь уже надо не по частям ее ремонтировать, строить целиком заново. А распространенные у нас ямочные ремонты — это не что иное, как закатывание денег в асфальт. А все почему? Потому что не соблюдаются нормативы, а ведь только нормирование может планировать даже имеющиеся у мэрии деньги и более рационально их вкладывать».
Исполнительный директор Международного Делового Совета Актилек Тунгатаров отмечает, что у нас часто меняются законы. В итоге многие получаются «сырыми и некачественными». Например, в 2009 г мы отменили все советские нормы ушли от союзных норм, а новые либо не приняли, либо придали им не обязательный, а рекомендательный характер. А нормы — это основа социальной инфраструктуры и планирования. Теперь имеем то, что имеем.
«Отсутствие нормативов и обязательных к исполнению норм — это безответственность. Вот и доигрались. Туалетов в столице нет. Кто виноват? Никто. Или крыша в школе № 65 вот-вот рухнет. А деньги на капремонты и на поддержание физической школьной среды не выделяются по нормативам,-говорит учитель Альфия Насырова, — Дождемся, пока крыша свалится кому-нибудь на голову. Но потом же дороже будет все здание восстанавливать?! И такая практика в Бишкеке повсеместно».
Нормы должны быть обязательно. Нормы — это физика+экономика+юриспруденция одновременно. Простой пример. У одной средней школы на 100 мест смета на строительство 55 млн сом, в другом месте – смета на 32 млн сомов. Вопрос – а где 23 млн? Это результат отсутствия норм.
Премьер-министр Джоомарт Оторбаев на заседании Совета по развитию бизнеса и инвестициям признался, что в строительной отрасли стандарты качества определяются по устаревшим СНиПам, а строительные расчеты до сих пор производятся в советских рублях.
По словам парламентария Асылбека Жээнбекова, задача перевести рубли в сомы в СНиПах ставилась перед кабмином еще в 2012 году: «Но злоупотребления продолжаются: строятся одинаковые объекты, а разница в цене исчисляется в миллионах сомов».
Директор Государственного агентства архитектуры, строительства и ЖКХ при правительстве КР Турдубек Мамбетов проинформировал, что СНИПы – основа проектирования. Обновление нормативных технических документов связанных с ценообразованием в строительстве — очень большой вопрос. Только недавно в Кыргызстане впервые на переработку нормативных документов связанных с ценообразованием в строительстве были выделены средства — 19 млн сомов.
Преподаватель АУЦА и журналист Жамбы Джусубалиева вообще была категоричной: «Худшее здание в Бишкеке — каждое второе. В особенности меня потрясла быстрота и безнаказанность постройки гигантского жилого комплекса прямо над рекой по набережной, практически у входа в парк Ататюрка».
«Вопросы хаотичных застроек, отношений между муниципалитетом и частными предпринимателями, вопросы благоустройства и безопасности столицы не решить без соблюдения норм на количество селитьбы: сколько надо дорог, общественного транспорта, озеленения и т.д и т.п.. В Советское время они соблюдались. Скажем, на 1 га селитебной территории должно быть 2,4 км дорог. А 10 км дороги стоят примерно 100 тысяч сомов. Хотим-нет, а еще должны быть амортизационные отчисления,- говорит архитектор Рашид Мамкин,- А мы создаем новостройки, не прокладывая коммуникаций и дорог, а потом их вскрываем. Нет даже тротуаров. И генпланы должны разрабатываться на основе демографической ситуации. Нужно перестать финансировать любые ненормативные вещи».
Эколог, профессор Эмиль Шукуров говорит «Вот вы все о деньгах говорите. Но никто не отменял стандартов озеленения, ирригации. Не всегда все решают финансы, решает грамотный подход. Разрешения на точечные застройки привели к тому, что в столице разрушено до 40% ирригационных сетей. Сначала выдаются разрешения, а потом все начинают «за голову хвататься». А теперь мэрия ищет финансы для их реконструкции. Результат мы ощутили этим летом. А еще городским властям надо уметь договариваться. Скажем, с Аламединским районом, откуда в город поступает поливная вода. Еще я считаю, что мэрия должна не только отвечать за все нарушения, которые творятся в городе, но и иметь правовые рычаги наказывать нарушителей».
Потенциал еще советской инфраструктуры закончился. Как решать социальные вопросы?
Сегодня эта схема очень длинная. Проблемы формируются на местном уровне, далее передаются в ПКР, оттуда в ЖК. А где той же школе взять деньги на крышу, которая того и гляди, вот-вот рухнет? Да и дожди «на носу».
Михаил Халитов озвучил мнение бизнез-сообщества: «Нужно разрешить налоговые вычеты, но только обязательно по утвержденным статьям бюджета. Налоговые вычеты позволят сразу же в счет уплаты налогов изыскать средства для решения социальных вопросов».
Эта схема позволит получать финансы опережающими темпами на нужды инфраструктуры. Те, отстающие темпы, которыми мы сегодня пытаемся реанимировать инфраструктуру, загонят нас просто на просто нас в тупик.