НА ГРАНИ ВЫЖИВАНИЯ
Э.Дж.Шукуров
Места, предназначенные для сохранения представителей дикой природы, появились тысячи лет назад на заре цивилизации. Именно цивилизации, именно страны, где господствовали города и земледелие, стали причиной разрушения природы на больших пространствах планеты. Огромный пояс пустынь, простирающийся от западного побережья Северной Африки до Монголии – в значительной мере следствие хищнического уничтожения растительности и животного мира древними цивилизациями Средиземноморья, Ближнего Востока, Центральной Азии. Надо помнить, что уничтожение живой природы и стало одной из основных причин гибели всех этих цивилизаций.
В Центре Сахары сохранились наскальные изображения, свидетельствующие о том, что раньше, около 10 тысяч лет назад, там водились слоны, крокодилы, бегемоты, страусы и много другой живности. Значит, были реки, озера, саванны там, где сейчас бескрайняя жестокая пустыня, сотворенная хищническим разрушением природы.
Финикийская, Египетская, Греческая, Карфагенская, Римская цивилизации нуждались в древесине для постройки кораблей и различных сооружений на суше. Первые храмы были деревянными. Они не дожили до наших дней, о них забыли. Но для них вырубили леса по всему побережью Средиземного моря. А потом стали вырубать леса на западном побережье Северной Африки. И уничтожили природный механизм привлечения осадков на сушу из влажных ветров Атлантического океана. Ранее двух тысяч лет до новой эры в Северной Африке пустыни были островками среди саванн, рек, озер и болот. К началу нашей эры она уже стала сплошным и все расширяющимся морем раскаленного сухого песка.
Уже в древности некоторые разумные правители и стали создавать специальные места для сохранения различных видов животных. Наряду с охотничьими угодьями появились и отдельные участки, где властители могли любоваться нетронутой природой, непугаными дикими зверями. Там они сохранялись даже тогда, когда исчезали на неохраняемой территории. Так, например, до наших дней дожил олень Давида, благодаря правителям древнего Китая.
Увы, главным занятием цивилизованного человека на протяжении тысячелетий стала война друг с другом и с природой. Между тем, только гармоническое взаимодействие культур всех народов и всех народов с живой природой может предотвратить стремительно надвигающиеся социально-экономическую и экологическую катастрофы.
Всем жителям и властям нашей страны тоже пора понять, что никакие барыши от грабежа природы не смогут компенсировать утрату экологической стабильности, ущербы и жертвы от паводков и селей, обезвоживание страны, ухудшение климата. Если мы полностью разрушим природные основы своего существования, превратим один и чудеснейших уголков нашей планеты в скопище лысых гор, то куда нам деваться в этом мире?
Нормальная жизнь на каждом участке планеты поддерживается только и только неразрушенными естественными экосистемами. Экосистема – это сложное, сверхсложное сообщество бактерий, простейших, грибов, растений, животных. В каждом таком сообществе сотни видов и многие тысячи особей живых организмов связаны бесчисленным количеством функциональных связей, результатом которых является самостоятельное из года в год, из столетия в столетия и тысячелетия повторяющееся воспроизводство Жизни на каждом месте, занятом экосистемой. Именно экосистема, а не отдельный вид, является носителем Жизни. И в ней каждый вид, каждая особь нужны и полезны всем вместе обитающим существам. И если по какой-либо причине в экосистеме вдруг начинают исчезать виды, то она все хуже и хуже справляется с воспроизводством Жизни – и в конце концов – разрушается. А вместе с ней деградирует и среда обитания.
Вот почему в каждой стране необходимо сохранять в неразрушенном состоянии естественные экосистемы не менее чем на 60 % суши, иначе пойдут неуправляемые процессы деградации не только в природной среде. но и на так называемых культурных землях. Сотворенные человеком искусственные экосистемы чрезвычайно примитивны и не в состоянии самовоспроизводиться, тем более воспроизводить Жизнь и формировать устойчивую благоприятную среду.
Между тем, за два десятилетия в Кыргызстане неразрушенные естественные экосистемы сократились вдвое-втрое и занимают всего около 20 % территории, что втрое меньше нормы, обеспечивающей устойчивую экологическую ситуацию. Да, мы перешли к оседлости совсем недавно, даже века не прошло. Но уже первые шаги к цивилизации оказались слишком разрушительными для живой природы.
Ладно, первые цивилизации не подозревали, какую страшную цену им придется заплатить за убийство дикой природы. Но для нас нет оправдания незнанием. И если гибли могущественные древние державы, уничтожившие на своих землях дикую природу, то мы разве можем позволить себе бездумно и безнаказанно уничтожать природные основы своего существования? Мы можем воображать, что жадность, ограниченность и безответственность останутся безнаказанными?
Рано или поздно расплачиваться придется. К сожалению, уже сейчас расплачиваются не те, кто нарушает все человеческие и природные нормы, а те, кто остается пассивными свидетелями разгула вседозволенности. А главное – расплачивается живая природа, у которой остается все меньше и меньше шансов выжить.