Китайский мохнаторукий краб жрет русскую рыбу
На Волге — экологическая катастрофа. Причем виной — дорогой деликатес. Китайский мохнаторукий краб жрет русскую рыбу, рвет рыбацкие сети и даже разрушает дамбы. “Чудище” может вырасти размером с ведро, а от желающих поймать его на берегу удирает, как собака! К тому же гость из Китая грозит уничтожить исконно русскую закуску — раков…
Сможем ли мы ловить крабов и в Москве-реке — выяснили журналисты “МК”.
Впервые в русских водах китайские крабы были замечены в 1995 году, но тогда никто не поверил, что они приживутся в России. Но прижились, да еще как! Притом что по идее мохнаторукий краб должен жить и плодиться в Желтом море.
— Появление краба у нас объяснить очень легко: во всем виноват человек, — говорит Сергей Попонов, заведующий отделом беспозвоночных животных Московского зоопарка. — Суда, которые перемещаются из одного моря в другое, из одного океана в другой, набирают так называемые балластные воды. Вместе с ними “путешествуют” и морские обитатели. Ну а дальше как получится: выживет — значит будет осваивать новые для себя территории.
Китайский “гость” — настоящий вредитель. По словам ихтиологов, его можно сравнить с рыжим тараканом, одним из самых неприхотливых насекомых.
— Сейчас стало поступать все больше сведений о том, что наши рыбаки видели крабов, — рассказала “МК” главный специалист филиала “Средневолжрыбвод” Надежда Бугаева. — И вот недавно я узрела вредителя своими глазами. Когда мы вытаскивали сеть из реки, по ней карабкался мохнаторукий. Мы решили его поймать, но это оказалось не так просто. Он, оказывается, очень быстро бегает. Мы за ним носились по всему берегу, а он, как собака, удирал от нас… Крабы роют себе норы и разрушают дамбы. Из-за их деятельности могут обрушиться берега. А еще они начинают выживать нашего русского рака!
— Рыба откладывает икру, а краб тут как тут и съедает ее. В результате краб размножается, а рыба — нет, — добавляет Попонов.
По словам специалистов, подобная миграция животных в последнее время стала практически неконтролируемой.
— На Украине, в Краснодарском и Красноярском краях уже появились пираньи. Есть надежда, что они не перенесут наших зим. А если перенесут? Это очень опасно. Раньше существовал контроль за миграцией животных и рыб. Проводился анализ возможности заселения тем или иным видом новых территорий. Сегодня этого не делается…
Может ли китайский краб расплодиться настолько, что доберется и до Москвы?
— Это возможно, — говорят ученые из Института океанологии. — Но сам он до столицы не доберется — путь с Волги в Москву длинный, к тому же будут мешать шлюзы. Вот если кому-нибудь придет в голову забросить несколько особей в Москву-реку — тогда пиши пропало.
Интересно, что в столичной реке и без крабов хватает экзотической живности.
— Уже много лет в Некрасовке обитают рыбки гуппи. Видимо, когда-то их туда выпустили нерадивые аквариумисты, и они прижились, — рассказал “МК” специалист по Москве-реке Алексей Никишин. — Кроме того, у нас прекрасно себя чувствует и бычок, который в принципе должен жить в Черном море.
Кто еще мигрирует?
В 2002 году на Россию “напали” канадские бобры. Они были завезены в качестве эксперимента в Швецию, но “прогрызли себе дорогу” через Финляндию к России. Они стали двигаться из северных районов на юг, вытесняя популяцию российских бобров и создавая угрозу для лесов и ферм.
Летом 2005 года в Подмосковье расплодились французские улитки, “сбежавшие” из какого-то ресторана. Французский деликатес чуть не уничтожил всю молодую растительность в Серпуховском районе Московской области.
Московский Комсомолец