Леонардо Ди Каприо помогает расселить маралов в регионах Кыргызстана
В 2015 году Фонд Кристенсена и Фонд Ди Каприо по сохранению снежного барса при Фонде Кремниевой Долины выделили 30 тыс. долларов на реализацию проекта «Реинтродукция маралов в Западный Тянь-Шань».
Проект подразумевал собой переселение десяти особей маралов из Нарынского государственного заповедника в местность Авлетим Аксыйского района Жалал-Абадской области на горное плато Алан-Тоо. Этим должны были заняться сотрудники общественного объединения «Жамаат Алан-Тоо».
Место, куда хотят переселить маралов. Аксыйский район, Жалал-Абадская область:
Как рассказал АКИpress глава «Жамаат Алан-Тоо», руководитель проекта Гамал Соронкулов, инициативная команда проекта «Реинтродукция маралов в Западный Тянь-Шань» ждет приказ и план мероприятий от Государственного агентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства, в котором должна быть указана дата реализации проекта.
В ноябре 2017 года директор ГАООСиЛХ Абдыкалык Рустамов направил письмо команде проекта, что с 15 мая по 15 июня проект будет реализован — маралы будут предоставлены и подготовлены к перевозке.
По словам Г.Соронкулова, на сегодняшний день с Госагентством были обсуждены все вопросы и детали, вид транспорта — спецтранспорт марки «Мерседес» с 7 отсеками с кормушкой, видеонаблюдением. «Говорили о сопровождении ветеринаров, специалистов Национальной академии наук. Планируется перевезти 2 самцов, 3 самок и 3 особей младшей возрастной группы. Со дня на день мы ждем приказ. Почему нас немного беспокоит задержка сроков — нам нужно время, чтобы подготовиться, потому что мы должны собрать команду. Чтобы в этот день все располагали временем. Другой важный вопрос — нужно обсудить, как будем передвигаться, сопровождение, может быть местами, сотрудниками ГУОБДД», — рассказал он.
Как получили грант от Леонардо Ди Каприо
В 1983 году, когда организовали Нарынский заповедник, вышло постановление Совета министров Киргизской ССР, где первым пунктом было «Переселение маралов в районы Киргизской ССР». Суть проекта в том, чтобы олени вернулись на свои исконные места обитания, чтобы мечта мальчика с «Белого парохода» сбылась, рассказывает Гамал Соронкулов.
«Соавтор проекта Аскар Долетбаков подсказал эту тему. Аскар делал поправки с научной точки зрения. Затем начало муторное хождение, обращался во многие места. Единственное, я себе поставил цель не обращаться к богатым людям. Обошел все международные программы, было понимание везде. В ПРООН хорошо восприняли, но что-то дало сбой. Затем судьба свела меня с руководителем отделения Фонда Кристенсен, его заинтересовал наш проект. И они там уже в США нашли Фонд Леонардо Ди Каприо и Общественный совет силиконовой долины. Они объединились. Дело в том, что я писал большой проект на 93 тыс. долларов. Но нам выделили первый транш в 30 тыс. долларов, и надеялись, если первый пойдет, то будет поддержка ежегодная. Но, к сожалению, пока мы не выполнили первую часть», — рассказал он.
Соронкулов отметил, что в прошлом году в декабре истек срок действия гранта. «Срок действия — 2 года. Но вопрос уже длится более 2,5 года. Нам грант был предоставлен 15 декабря 2015 года, 23 декабря было первое общественное слушание в ГАООСиЛХ. В течение 2016 года были отработаны все варианты», — рассказал он.
В прошлом году перед форумом по Снежному барсу Соронкулову предложили пригласить Леонардо Ди Каприо. Но он отказался по понятным причинам: «как мы пригласим его, если еще ничего не сделано?».
Кстати, проект попал в список «Совместной программы сохранения снежного барса в Центральной Азии Леонардо Ди Каприо».
Маралы в Нарынском заповеднике:
АКИpress связался с директором ГАООСиЛХ Абдыкалыком Рустамовым, который пообещал, что проект начнется в июне. Пока Госагентство определяет место.
«Я буду говорить с теми, кто занимается проектом, о возможности переселить маралов в Сары-Челек. Раньше там маралы были, я думаю, они там приживутся. Сейчас мы должны прийти к одному мнению. Они предложили нам одну территорию, но в госагентство приходят письма от людей, что там нельзя. Я думаю, Сары-Челек был бы хорошим местом», — сказал он.
Рустамов пообещал, что проект будет. «Если нам инвестор помогает, дает деньги, почему бы его деньги не использовать эффективно. Если в будущем в Сары-Челеке будет увеличение популяции, они будут распространяться в соседние лесхозы», — рассказал он.
Бугу Эне — спасительница рода
По словам Соронкулова, многие боятся, что будут стрелять маралов. «Но я по долгу службы, хотя я работаю в общественных началах, бываю практически везде, и я вижу, что ситуация изменилась. То, что марал тотемное животное — уже проникает к нам. Люди должны принимать, что Бугу Эне когда-то спасла наш род», — отмечает руководитель проекта.
В данном направлении Г.Соронкулов вместе с общественным объединением «Хан Алтай» планирует написать проект: «Мать Олениха или Бугу Эне, соединяющая Алтай с Тянь-Шанем».
«Когда Бугу Эне спасла нас, часть осталась там — алтайцы, тувинцы и так далее. Этот проект не только маралов затронет, там и культурная часть, и история будет», — сказал он.
Гора оленей — легенда Алан-тоо. Видео «Жамаат Алан-Тоо» https://youtu.be/Qa6QULTm-zE
Покаяние бывших браконьеров
«В 2017 году я провел акцию с выездным семинаром «Покаяние потомков белого барса». Мы собрались у скалы Кожо-Жаша. Там собрались 34 человека — охотники, госорганы. Суть была в покаянии перед природой, перед всевышним. Просили снять проклятие Сур-Эчки. Мы там сделали «бата». Мы сейчас думаем, где провести следующий такой семинар. Просят провести в Кара-Кульдже, эстафету передать в Кетмен-Тобо. Пригласим ребят… Если честно, они все браконьеры бывшие. Браконьеры — это сильные ребята, потому что не каждый пойдет в горы. Вопрос — изменить их», — рассказал Г.Соронкулов.
Справка: Кожожаш — герой эпоса «Манас». Согласно эпосу, он был мужественным охотником. Однажды, в запале погони за охотничьими трофеями Кожожаш перебил все козлиное стадо – и малых козлят, и старого вожака. Оставшаяся в живых коза-мать Сур-Эчки прокляла охотника. С тех пор от Кожожаша везение отвернулось. Пытаясь вернуть его, он отправился на поединок с Сур-Эчки. Коза заманила охотника на вершину отвесной скалы, спуститься с которой он уже был не в состоянии.
Источник: http://eco.akipress.org/news:1449936