Опилки против нефтяной трубы
Аналитики британского аналитического центра Chatham House в своём исследовании пришли к выводу, что биотопливо выделяет больше углерода на единицу энергии, чем ископаемые виды топлива, а длительная транспортировка сырья еще больше увеличивает углеродный след биоэнергетики. Углеродно-нейтральным, по мнению экспертов, можно считать только использование древесных отходов, которые были бы сожжены или остались в лесу и сгнили бы там.
Ассоциация возобновляемой энергетики Великобритании выступила с резкой критикой тезисов Chatham House: «Этот отчет основывается на заблуждении, что лесу требуются десятилетия для того, чтобы поглотить углерод. Это не так. Хорошо управляемый лес постоянно растет, и улавливает углерод с оптимальной скоростью…»
С приставкой «био»
Так чего же больше от биотоплива: пользы или вреда? Если бензин получают из сырой нефти, которая не относится к возобновляемым ресурсам, то биотопливо производят из различного органического сырья, которое можно считать возобновляемым.
Различается жидкое биотопливо (для двигателей внутреннего сгорания, например, этанол, метанол, биодизель), твёрдое биотопливо (дрова, солома) и газообразное (биогаз, водород). Наиболее часто в мире производится и используется этанол.
Сторонники биотоплива утверждают, что оно может способствовать развитию сельских и лесных районов, позволит обеспечить собственным топливом страны, которые не имеют запасов нефти. По подсчетам бразильских и американских ученых, каждый миллион литров производимого биоэтанола создает 38 рабочих мест. При этом такие вакансии формируются не «у нефтяной трубы», а в сельскохозяйственных и лесных регионах.
В России существует налог (акциз) на этанол в любом виде — такого налога нет, к примеру, в Евросоюзе. По мнению экспертов, это делает невозможным развитие внутреннего рынка жидкого биотоплива.
На смену нефти
Недавно об актуальности биотоплива заговорил президент России: «Небезызвестно, что в мире растет спрос на биотопливо, которое постепенно придет на смену нефти и газу». Российский экспортный центр (РЭЦ, структура Внешэкономбанка) объявил о начале выдачи субсидий для производителей биотоплива. Эта мера может стимулировать выпуск топливных пеллет.
В России не первый год обсуждаются положения законопроекта о биотопливе. По словам Президента Российской биотопливной ассоциации Алексея Аблаева, «принятие законопроекта и развитие рынка биотоплива в России даст новый импульс развитию сельских территорий, созданию высокооплачиваемые рабочих мест и росту налоговой базы. Биотопливные заводы будут также центрами производства кормов, открыв возможность развития эффективного животноводства и прибыльного инновационного бизнеса».
Главный биопродукт в РФ на данный момент пеллеты. 97% российских пеллет отправляется на экспорт. В прошлом году в Европу и Азию поставлено почти 1,3 млн т гранул. Такая востребованность объясняется просто: ориентиры на использование биоэнергии в Европе есть, а своего сырья там практически не осталось.
По европейским нормам
Рост спроса на древесную биомассу для биоэнергетики в ЕС является стимулом для роста импорта энергоносителей из древесины из других стран (в том числе из России). При этом европейские «зеленые» бьют тревогу: около трех четвертей древесных пеллет, поступающих в Европу, производится из целых деревьев, а не из отходов.
Для упорядочивания процессов обращения с биотопливом в ЕС введены законодательные механизмы контроля происхождения местного и импортного сырья. Одним из них являются добровольные схемы сертификации.
«В текущей рыночной конъюнктуре для Российской Федерации в первую очередь будет важна сертификация твердых видов биотоплива, производимых из энергетической древесины.- считают эксперты Фонда дикой природы России (WWF). Поскольку основными потребителями российского биотоплива остаются европейские страны, отечественным компаниям для сохранения своей доли на рынке придется обеспечить соответствие не только ужесточающимися стандартам качества продукции, но и тем новым экологическим требованиям, которые вводит Европейский союз».
В Европе уже действует директива RED, которая исключает из перечня лесов, разрешенных для заготовки биотоплива, территории с высоким уровнем биоразнообразия: первичные леса, природоохранные территории, земли с высоким уровнем запаса углерода: водно-болотные угодья, торфяники.
«Древесный» энергобаланс
По мнению эксперта Центра экологических инноваций Георгия Сафонова, Россия обладает огромным потенциалом в использовании древесного сырья без дополнительной вырубки леса, а с помощью утилизации отходов. «При нынешней заготовке леса в России, по самым скромным оценкам, 80% биомассы – это отходы. Большое количество углерода, калорий остается либо на делянах в виде веток и всего остального, либо уже на этапе переработки древесины – в виде опилок». При повсеместном применении технологии биоугля, древесные отходы могли составить порядка 20% в энергобалансе страны. Но для этого необходимы инвестиции и желание властей…
«Пеллеты как ресурс было бы очень выгодно применять в небольших населенных пунктах. Особенно там, где рядом нет газопровода, а завозить и хранить уголь, мазут накладно. У древесины низкая калорийность, и для производства из нее биотоплива требуется много леса и неделовых отходов его обработки. Поэтому идеальное место, чтобы топить пеллетами, — коттеджный поселок у лесопилки».- говорит Виктор Строкин, технический директор АО «ГСР ТЭЦ»…
Однако постановка получения биотоплива «на поток» вызывает опасения: после появления коммерчески привлекательных технологий производства биоэтанола из биомассы необходимы плантации быстрорастущих растений (ива, тополь, др). Сибирь с ее запасами биомассы будет важным, но не основным источником сырья для таких заводов, поскольку отсутствие инфраструктуры и необходимость транспортировки сильно удорожает стоимость продукции. Целесообразность массового производства биотоплива – спорный вопрос – считают эксперты. А представители общественных организаций предупреждают о нескольких негативных эффектах, которые создаются в результате производство биотоплива:
Нехватка продовольствия. Эксперты ФАО утверждают, рост производства биотоплива из пищевых культур является одним из основных факторов, который приводит к росту цен на сельскохозяйственные товары и нехватке продовольствия.
Сведение лесов. Растущий спрос на биомассу становится одной из основных причин обезлесения и захвата территорий проживания коренных народов и местных общин для получения сырья. Естественные леса заменяются монокультурами — масличные пальмы, сахарный тростник и др.- утверждают представители Global Forest Coalition (GFC). –Лесная сеть призывает к мораторию на все формы крупномасштабного производства биоэнергии.
Истощение почв. Традиционно используемые для получения биотоплива масличные культуры, такие как рапс или подсолнечник, являются весьма «агрессивными» для почвы.
Поскольку для производства топлива нужно большое количество сырья, люди используют различные методы ускорения роста, применяют удобрения. Происходит загрязнение источников пресной воды и истощение почвы энергетическими культурами.
Неэффективность использования биотоплива. Использование биоэтанола производит меньше энергии, чем затрачивается на его производство. То есть для получения достаточного количества исходного сырья для сжигания на электростанции необходимо большое количество биомассы. Как констатируют «Друзья Земли» в своей Позиции, неэффективность добавляют и другие затраты на жизненный цикл: выбросы, возникающие в результате производства удобрений, сбора, сушки и транспортировки. Кроме того, сжигание – не самый чистый с экологической точки зрения процесс.
ГМО (генно-модифицированные организмы). Представители Альянса за биобезопасность стран СНГ выступают против использования в качестве сырья для биотоплива трансгенных культур (полученных с использованием генных технологий), поскольку это приводит к распространению генетического и химического загрязнения, экспансии монокультур, сокращению сортового разнообразия, исчезновению традиционных аборигенных сортов. Создание особых «энергетических» ГМ растений на основе пищевых культур приведет к загрязнению семенного фонда и окружающей среды в целом, – уверены экологические активисты.
По мнению представителей общественных экологических организаций, биоэнергетика может играть позитивную роль в снижении выбросов парниковых газов. Но для практического внедрения тех или иных технологий биоэнергетики необходимо детально оценить и минимизировать влияние на окружающую среду и социальную сферу всех процессов на стадии получения сырья, на стадиях производства и использования биотоплива.
Опубликовано на сайте РСоЭС
Источник: http://rusecounion.ru/bioenergy260618
Новое на сайте экопросвещения ЭКО.ЗНАЙ http://ecoznay.ru/publ/opilki_protiv_neftjanoj_truby/1-1-0-1632