Арсланбоб: лес- призрак или цветущий оазис?

Статьи от Ирины Байрамуковой

К сожалению, человечество в своей истории пережило и переживает огромное количество катастроф. И всемирный потоп, драматически описанный в Библии, и гибель Помпеи, и чернобыльский взрыв – явления одного порядка. Это катастрофы, то есть внезапные бедствия, влекущие за собой тяжкие экологические и демографические последствия. Одни из них вызваны силами стихий, другие носят техногенный характер, являясь делом рук человека, бездумно и беспечно «покоряющего» природу.

 

Опять катастрофа!

 

Час от часу не легче. Гибнет реликтовый  орехоплодный лес,  расположенный  Джалал-Абадской области Кыргызстана. Приютившийся в межгорье западных и южных склонов Ферганского и Чаткальского хребтов центрального Тянь-Шаня,   он занимает  примерно 10 процентов от всех лесов страны и давно стал ее «визитной карточкой»!

С одной стороны, это благословенный край среди остатка райских садов, которые посадил когда-то сам Всевышний, наделив их вечной жизнью. На русский язык  перевод «Арсланбоб» трактуют как «король лесов». Эти места знамениты своей ореховой рощей, возраст деревьев которой достигает тысячи лет. Известны отдельные деревья возрастом до 1000 лет! Представляете, сколько же великих событий «видели» они за свою долгую жизнь!

По одной из легенд, орехи в Грецию завез именно отсюда великий Александр Македонский, после чего они стали известны как «грецкие». Кроме грецких орехов, здесь также произрастают яблони, алыча и фисташковые деревья. В 10 км от села есть Дашманский биологический заказник. Там ежегодно силами сотрудников подсаживаются саженцы алычи, яблонь, орехов.

Но орехи — не единственная гордость этой местности: здесь много красивых пейзажей, водопадов (знаменитые Большой и Малый)  и других достопримечательностей( например, пещера Кызыл-Ункур)  в окружении  гор и  столь редкий для  Средней Азии живительный древесный воздух.

Но, с другой стороны, этот самый крупный орехово-плодовый массив на планете — уникальный умирающий природный ландшафт!

 

«Человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни»

Эти слова немецкого географа Александра Гумбольдта очень четко  характеризуют ситуацию.  По данным  представителей проекта  «Исчезающий Кыргызстан», которые на общественных началах  занимаются документированием нарушений экологических норм Кыргызской Республики, Арсланбоб рубят!

 

Владислав Ушаков рассказывает о гибели реликтового леса от «санитарных рубок», перебирая сделанные им фотографии: «повсюду можно наткнуться как на свежие спилы деревьев, так и на  следы подрубов на абсолютно здоровых стволах. Это типичная уловка:  у  здоровых деревьев неоднократно портится кора, дерево медленно погибает, истекает смолой и через год-два начинает сохнуть, что делает его пригодным для санитарной вырубки».

Помимо фотофактов это подтверждают и  сами местные жители. Алтынай Маткеримова, учительница местной школы из кишлака Арсланбоб, говорит, что именно  здесь  находятся ворота в самые большие ореховые леса в мире. «Но одновременно это и ворота для браконьеров, которые так и не переводятся, — рассказывает она,- Когда-то при СССР многие местные жители работали в лесхозе имени Кирова. Сегодня вместо посадки зеленых насаждений – вырубка лесов и «охота» за ореховым капом. Древесина грецкого ореха иногда  рубится и несознательными местными жителями для хозяйственных нужд».

 

Местный активист Иманкул Батырекулов  говорит о том, что местные жители вырубают высохшие деревья на дрова. Проблема в том, что уголь, который привозят в село из Ташкумыра, не всем доступен по цене: прошлой зимой до30-ти кг-ый мешок стоил 150 сом! Но не все сельчане сознательные: рубят и здоровые кустарники и деревья!

Абдрахман Саркулов — специалист сельской управы по лесоустройству,  выпускник Ленинградской лесотехнической  академии. «Люди в основном живут натуральным хозяйством. А у тех, кто имеет работу, тоже зарплаты маленькие! Вот я получаю в месяц 7000 сомов, а Глава АО- 10 тысяч сом! Тогда как чтобы добраться из дома до сельской управы  на маршрутке надо 30 сом и назад столько же! — сказал он. – Нонсенс! В СССР никогда не позволялось в заповедной зоне косить траву и выпасать кот. А теперь люди в Арсланбобе выпасают домашних животных, а те поедают всю поросль и все молодые лесные посадки! Поэтому лес не обновляется!»

Покой нам только снился!

 

О недостатке возобновления орехо-плодового леса так пишут экологи  Нурбек Маматов и Кристофер Мейер:  «Лес находится под тяжелым давлением, потому что население Арсланбоба удвоилось  и все еще быстро растет. Ресурсы леса при этом довольно ограничены, чтобы охватить все потребности населения и состояние близлежащего леса показывает это. Сбор дров управляется лесхозом, который дает участки людям и устанавливает количество древесины, которое может быть вырублено.

Главная проблема лесов видна на возрастной структуре деревьев. Большинство деревьев уже довольно старые, и нет и молодняка. Это, как считают, из-за двух причин: · Осенью и зимой в лесу пасется рогатый скот, который, как говорят, поедает поросль до 1,5 метра высотой. Естественное омоложение невозможно, поскольку от рогатого скота не закрываются некоторые области леса, на некоторое время, или нет достаточной охраны рассады. Есть законы запрещающие выпас скота в лесу, но люди не следуют ему. Даже коровы лесничих могут быть обнаружены в лесу.

Трава, растущая в лесу, используется для сена, которое будет идти на откорм рогатого скота зимой. Косьба травы – сейчас бесплановый процесс, и рассада будет точно также скошена. Соответствующая маркировка и защита рассады, вероятно бы решил эту проблему. · Поскольку почти все орехи собраны людьми, немного семян остаются в лесу, которые дают следующее поколение».

Не верь глазам своим!

 

Как результат — на большой территории сохранились отдельные ореховые деревья, но любой специалист при беглом осмотре скажет, что перед вами лес, в котором нет ярусности. «Это означает, то  нет молодой поросли деревьев, только старые, отживающие свой век, комментирует эколог Анна Кириленко,- То есть пройдет какое-то время и старые деревья вымрут, а на их месте уже ничего не будет. Это произойдет не в одночасье, но в определенный период Кыргызстан полностью лишится того, что раньше называлось «реликтовыми орехоплодными лесами». И это, к сожалению, уже практически необратимо».

 

По словам профессора- эколога Эмиля Шукурова, реликтовый лес в Арсланбобе уже не в состоянии самовозобновиться.  «Мы прошли точку невозврата! Наши орехоплодовые леса медленно погибают!»- говорит он.

«А вы знаете, лесов стало меньше в разы! Уже на моем веку площадь, покрытая лесом, сократилась почти на треть,- говорит Абдрахман Саркулов,- Даже если посмотреть открытые данные в Интернете, то данные о площади орехово — плодных лесов постоянно говорят о ее  уменьшении!»

Вот информация об Арсланбобе из советских справочников:  «Здесь на высоте более 1600 м над уровнем моря в редчайших климатических условиях соседствующих воздушных масс раскинулись великолепные орехоплодные леса, суммарной площадью более 700 тыс. гектаров». А вот информация из Интернета с http://livingasia.online/ : «Арсланбобский лес находится в урочище хребта Бабаш-Ата и знаменит, прежде всего, реликтовыми орехово-плодовыми лесами, занимающими в общей сложности 608,5 тысяч гектаров».

Арсланбоб как зеркало экологии суверенного Кыргызстана

Итак, губит Арсланбоб человек! А к нему присоединяется и процесс изменения климата, на который опять же воздействует антропогенный фактор! При потеплении изменятся средняя годовая температура и годовое количество осадков, а значит, поменяются условия существования лесной экосистемы.

По данным  Всемирного фонда дикой природы (WWF), исторические данные и тенденции изменения экосистем подтверждают:  важнейшими факторами негативного воздействия на экосистемы являются  изменение климата, инвазивные виды животных и растений, деградация среды обитания, чрезмерная эксплуатация ресурсов и загрязнение.  Водные же экосистемы ЦА наряду с лесами являются наиболее уязвимыми с точки зрения воздействия человека.  И экосистема орехово-плодовых лесов – наглядный тому пример.

«В целом  мировому сообществу и сообществу ЦА-х стран, подписавших  Конвенцию о биологическом разнообразии, не удалось полностью достичь  целей сохранения биоразнообразия, поставленных много лет назад. Данная конвенция была принята международным сообществом в 1992 году как ответ на катастрофическое сокращение биоразнообразия на планете. Сегодня странам, в том числе и КР,   предстоит проанализировать первопричины утраты биоразнообразия  «путем его интеграции во все сферы общества и управления» и стимулировать его устойчивое использование,- говорит Виктор Новиков, специалист швейцарской экологической организации «Zoi», которая  подготовила исследование и оценку нынешнего состояния  биоразнообразия. — Для успеха важным представляется связь с приоритетами социально-экономического развития».

Вся надежда – на Дашманский государственный природный заповедник

Неоднократные обращения общественности о принятии неотложных мер по сохранению уникальных реликтовых орехово-плодовых лесов республики на протяжении ряда лет оставались без пристального внимания правительства и госструктур. В итоге из-за ненадлежащего контроля, отсутствия информированности местного населения и их безответственного отношения к вопросам охраны природы, экосистема местности – основного ареала происхождения реликтовых орехоплодовых лесов сегодня нарушена. В связи с этим ГАООСЛХ с целью сохранения генетического фонда грецкого ореха как реликта и особо ценной древесной породы на землях Арстанбап-Атинского и Кызыл-Ункурского лесхозов (земли лесного фонда) в 2012 году был организован Дашманский государственный природный заповедник. Именно на этих землях еще постановлением Совета Министров Киргизской ССР в 1975 году была образована особо охраняемая природная территория.

В справке-обосновании к документу, разработанному Госагентством охраны окружающей среды и лесного хозяйств, указывается, что заповедник организован для спасения  многих видов растительного и животного мира, в т.ч. занесенных в Красную книгу КР, и особо ценных видов древесно-кустарниковых пород,  и сохранения биоразнообразия. Согласно данным ГАООСЛХ, в заповедник были переданы 5158,5 га Кызыл-Ункурского лесхоза и 3031,1 га Арстанбап-Атинскинского лесхоза. Итого: 8189,6 га (сенокос, пастбища, леса,скалы, осыпи, россыпи, овраги).

Однако судьба этих земель уже сегодня  у гражданских активистов, экологов, ученых вызывает особое опасение. Депутаты ЖК предложили изменить статус государственного природного заповедника «Дашман» на «государственный природный парк». Инициатор- депутат Мирлан Бакиров, который  8 октября 2018 года на комитете ЖК по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию сказал, что   «внесение изменений в постановление позволит разрешить конфликт в айыльных округах Арстанбап, Кызыл-Ункур и Могол  создаст условия для развития туристической и рекреационной деятельности, привлечения инвестиций и улучшения благосостояния местного населения».

По мнению нардепа, это вполне разумное требование, поскольку местные жители остались без заработка, когда значительная часть реликтового леса (7 тысяч 958 гектаров) превратилась в заповедную зону (где 1 тысяча 680 гектаров — ядерная, 1 тысяча 796,9 — буферная, 4 тысячи 471,7 — защитная зона). Проект правительственного постановления на общественное слушание вынесло ГАООСЛХ.

Что может произойти?

Казалось бы, у нас более чем достаточно причин для того, чтобы «всем миром» встать на защиту каждого клочка леса. Уже в начале ХХ века была хорошо известна важнейшая роль зеленого массива как регулятора температурного и гидрологического режимов. Гибель лесов может привести  к  исчезновению многих видов флоры и фауны, вызвать сильнейшие эрозионные процессы и природные катастрофы, о которых тоже известно давно и можно рассказывать достаточно долго.

Но уроки прошлых веков и нынешнего столетия пока еще не усвоены.  Уже  народные избранники покушаются на  последний спасительный островок  уникального Арсланбоба – Дашманский заповедник! Поистине, вместо развития регионов народные избранники предлагают распродавать до конца все недра, все леса  по принципу « а после нас – хоть потоп»! Хотя мы и говорим, что орехово-плодовые леса является центром происхождения культурных растений, хранилищем биоразнообразия и генетического фонда флоры и фауны, и даже называем    их  «всемирным наследием природы», мы за 27 лет Суверенитета оказались на грани исчезновения этого наследия.  А можем вскоре вообще все потерять! И вот тогда-то тем же нардепам будет нечего предложить своему электорату кроме бесплодной пустыни!

Лучше нам никогда не узнать, что будет, если леса исчезнут! 

Ирина Байрамукова

Вам может также понравиться...