КЛИМАТОЛОГ АЛЕКСЕЙ КОКОРИН: МИРОВОЙ ОКЕАН ПРОДОЛЖАЕТ НАГРЕВАТЬСЯ НА ГРАДУС-ДВА, ЗНАЧИТ, ГЛОБАЛЬНОЕ ПОТЕПЛЕНИЕ ИДЕТ!
Глава программы «Климат и энергетика» Всемирного фонда дикой природы пояснил «Комсомолке», что происходит с наши климатом в последнее время.
— Алексей Олегович, второе подряд жаркое лето в Москве — один из ярких признаков глобального потепления?
— Что касается увеличения среднегодовой температуры на нашей планете. Готов повторить единую, базовую точку зрения всех российских климатологов.
— Действительно единую?
— Недавно была проведена работа десяти институтов на эту тему. Верхние слои всех океанов однозначно прогреваются!
— Это значит, что глобальное потепление есть?
— Именно! Атмосфера — весьма подвижна субстанция. Она очень по разному и при том очень быстро реагирует на вмешательства.
— Со стороны человека или, к примеру, Солнца?
— Речь, конечно, не только об антропогенном вмешательстве — со стороны человека. Оно, разумеется, накладывается на естественные вариации. В итоге в атмосфере происходит некая чехарда.
— Что вы имеете виду?
— Когда идет постоянно чередование — то теплее, то холоднее. Но раз уж океан греется в постоянной динамике, то потепление в любом случае идет.
— Так все-таки, что же сейчас — главный фактор этого потепления?
— В долгосрочном плане, если говорить о 50 годах — то даже не извержения вулканов так важны и опасны или, например, солнечные вариации. Главный фактор — человек. При том фактор этот и слаб и силен одновременно! Деятельность человека сумела среднюю температуру сдвинуть немножко.
— На сколько?
— Ну вот сейчас — на градус. Специалисты отмечают неопределенность по 21 веку — на один градус или на два поднимется средняя температура? А вот раскачать климат мы, люди, сумели гораздо сильнее.
— То есть?
— Если мы подойдем к грузовик у и будем его толкать — даже несколько человек вряд ли его особо сдвинут. А вот раскачать — сумеем. В атмосфере происходит примерно то же самое. У нас участились периоды сильной жары. Но чаще, особенно в Европе или в части Северной Америки — происходят вторжения холодного арктического воздуха!
— То есть климат становится более контрастным?
— Точно! Академик Александр Обухов 35 лет назад будучи директором Института физики атмосферы, сказал, что климат будет не столько другим, сколько… нервным. А не так что он становится более континентальны или более морской.
— В Питере сейчас — какой?
— В Калининграде и в Питере традиционно— морской, а в Красноярске и Новосибирске — континентальный. Но сейчас всё несколько иное. То волна жары в центре России, а то у нас очень холодный июль. Никто не может предсказать, например, каким будет июль в Москве.
— Синоптики вообще осторожны в прогнозах на середину лета…
— Но будет рваная погода — это факт. То же самое с осадками. Физики атмосферы показывают что в России стало меньше моросящих дождичков. Но при том стало больше сильных дождей . — Что это означает?
— Что раньше было пять слабых дождичков и пять умеренных снегопадов, а теперь за день выпадет вся зимняя норма. А потом снегопадов или ливней нет!
— Для человека это вряд ли хорошо, а для того, что нас окружает?
— Для городского хозяйства, для транспорта, для сельского хозяйства это, конечно, хуже.