НПО бьют наотмашь политику связей с общественностью АБР
Бишкек, 19 июня — Одна из крупных сетей гражданского сектора Центральной Азии и Кавказа сомневается в действенности широко разрекламированной политики связей с общественностью Азиатского банка развития (АБР) относительно проблем спорного
проекта по Бишкекской ТЭЦ. НПО крайне недовольны недавним отказом АБР по обнародованию информации, связанной с проектом реабилитации сетей электроснабжения и центрального отопления, продиктованным, по заявлению банка, опасениями испортить отношения с правительством Кыргызской Республики. Этот отказ привел к появлению большой трещины недоверия между АБР и гражданскими группами общества, которые обвиняют AБР в лицемерии и двуличности его политики.
Сеть НПО Центральной Азии и Кавказа по АБР осуждает это решение АБР и напоминает многостороннему международному банку развития о важности подлинного гражданского участия в общественно-значимых проектах. — сказала Зульфия Марат, сотрудник Бюро по правам человека и соблюдению законности, член региональной сети по контролю действи АБР.
Этот проект, финансируемый АБР наряду с другими международными донорами,
осуществлялся целых одиннадцать лет (вместо трех-пяти лет!) в оглушительной тиши в среде чиновников АБР, как сообщает региональная сеть. Первоначальные исследования в этой ситуации дали веские основания предположить гражданским группам о наличии ошибок в выполнении проекта. Для определения конкретного источника возможных аномалий проекта Бюро по правам человека и соблюдению законности запросило информацию в отделе по распространению общественной информации манильского офиса банка (InfoUnit). Однако 10 апреля 2008 года этот отдел отказался ее предоставить, ссылаясь на Политику связей с общественностью от 2005 года. Этот отдел, одновременно являясь секретариатом специального Совещательного комитета по раскрытию общественно-значимой информации (PDAC), предложил обжаловать отказ в комитет.
Обжалование было подано еще 28 апреля, но комитет по необъяснимым причинам получил его лишь 15 мая и через Совет директоров АБР (а не через вышеназванный отдел, как было положено). InfoUnit маловразумительно отвечал, что: «Мы расследуем, почему 28 апреля ваше письмо не поступило на сервер электронной почты PDAC. Возможно, это было вызвано сетевыми проблемами в момент посылки почты». Неправительственные организации посчитали такое объяснение не только странным, но смешным в технологически продвинутом 21 веке.
13 июня был получен заключительный ответ от PDAC: «После тщательного рассмотрения запроса, PDAC пришел к выводу, что первоначальный отказ (то есть, исключение, определенное в параграфе 126.3 политики) был обоснован. Кроме того, PDAC полагает, что запрет на запрашиваемые документы обоснован и параграфами 126.1 и 126.2 Политики (относительно внутренней и другой информации, касающейся совещательных процедур и принятия АБР решений) :».
Региональная НПО-сеть в ответ на этот отказ считает, что PDAC не имеет права на
существование. PDAC, который отчитывается непосредственно перед президентом АБР, — это надзорный орган по интерпретации, контролю и рассмотрению запросов по раскрытию его политики коммуникации. Согласно политике АБР, . Марат не
согласилась и сказала, что Выполнение проекта по реабилитации сетей электроснабжения и центрального отопления было начато в 1996 году государственной энергетической компанией, Кыргызэнергохолдингом. Донорами выступили Всемирный банк и АБР. Последний вложил 27,48 миллион долларов в совместный проект. Проект должен был быть осуществлен в течение четырех лет, с декабря 1996 до октября 2000 года. Однако завершение проекта было отсрочено до 31 декабря 2007 года.
В конце проекта столица Кыргызстана должна была получить отремонтированую,
модернизированную теплоэлектроцентраль. Вместо этого, в конце июня 2007 года,
правительство приняло закон о приватизации Бишкекской ТЭЦ. Правительство так и не предоставило общественности ни документов о ходе реализации проектов, ни отчетов о конечных итогах проекта.