Экологические платежи расходуются не по назначению
Если предприятия платят такие большие деньги за загрязнение воздуха, почему они не идут на оздоровление горожан? Или как экологические выплаты — каждому доплата к зарплате? И вообще, насколько эффективно расходуются деньги, поступающие от предприятий?
Отвечает руководитель департамента экологии по ВКО Данияр Алиев:
— Делить деньги, поступающие в бюджет по линии экологии, между жителями города, на мой взгляд, не правильно и не эффективно. Надо бороться с причинами того, что наносит ущерб окружающей среде, а не с последствиями этого ущерба.
Что же касается экологических платежей, хотелось бы для начала пояснить их структуру.
Есть две основные категории. Первая, платежи предприятий за эмиссию (выбросы в атмосферу, сбросы сточных вод, захоронение отходов — ред.). Это своего рода налог за загрязнение окружающей среды. Объем эмиссии ежегодно утверждается и является официально разрешенным, плановым.
Вторая категория — это штрафы за сверхнормативные выбросы или сбросы. Санкции, предполагающие возмещение нарушителем ущерба, нанесенного природе.
Так вот, на сегодняшний день ситуация складывается таким образом, что в регионах лишь от двух до десяти процентов экологических денег используют на природоохранные мероприятия. Остальное расходуется на все, что угодно, кроме экологии!
Сейчас находится в завершающей фазе новый Экологический кодекс. Наше ведомство предложило прописать нормы, обязывающие региональные власти тратить все сто процентов выплат предприятий за вред, нанесенный окружающей среде, только на природоохранные цели. При этом должен быть установлен за этим жесткий контроль. Рассматривается возможность даже освобождения от платежей за эмиссии тех, кто разработали и экономически обосновали программы, позволяющие эффективно снижать прессинг на природу.
Насколько эти предложения будут учтены, покажет время. Но реальность такая, что сейчас большинство наших граждан прекрасно понимают необходимость таких шагов. Системе, когда деньги, предназначенные исключительно на решение экологических проблем, уходят, образно говоря, «на сторону», следует поставить жесткий заслон. Во всяком случае, мы надеемся, что новый Кодекс позволит исправить сложившееся положение дел.
Подготовил Юрий Бурых