Вирус обеспечил природе передышку
Экоэффект пандемии на окружающую среду оказался краткосрочно позитивным.
Ограничительные меры, вызванные коронавирусом, привели к сокращению экологического следа мировой экономики почти на 10%, однако человечество все еще использует биоресурсы 1,6 планеты Земля, предполагают данные Глобальной сети экологического следа (Global Footprint Network, GFN). В результате в 2020 году День экологического долга сдвинулся более чем на три недели по сравнению с прошлым годом. Впрочем, экологи считают достигнутое сокращение скорее временным.
По данным GFN, международной экспертной организации, с 2006 года на ежегодной основе подсчитывающей нагрузку, оказываемую мировой экономикой и отдельными странами на экосистемы планеты, к 22 августа человечество использует такое количество природных ресурсов, какое Земля способна восстановить только в течение целого года. GFN объявила Днем экологического долга в 2020 году именно эту дату. В 2020 году из-за пандемии COVID-19 экологический след человечества сократился, отодвинув расчетную дату дня, объявленного GFN, более чем на три недели в сравнении с прошлым годом (тогда он выпадал на 29 июля). Сокращение экоследа было вызвано прежде всего снижением лесозаготовок и выбросов СО2. «Вызванный коронавирусом локдаун привел к сокращению экологического следа почти на 10%, но мы все еще используем такое количество биоресурсов, как будто живем на 1,6 таких планет, как Земля»,—говорится в исследовании, выпущенном к дате.
Глобальный перерасход экологического капитала, по оценкам структур, рассчитывающих этот показатель, начался в начале 1970-х, а сейчас совокупный экологический долг равен 18 годам. «Устойчивое развитие требует как экологического баланса, так и обеспечения благополучия людей в долгосрочной перспективе, поэтому внезапное сокращение экологического следа в этом году не должно быть ошибочно принято за прогресс»,— считает генеральный директор GFN Лорел Хэнском. Экологи предлагают продолжать прилагать усилия по снижению нагрузки на окружающую среду, а также включать зеленые меры в пакеты восстановления экономик стран после пандемии. Среди конкретных направлений действий — снижение углеродоемкости пищевых продуктов, уменьшение воздействия производства продуктов питания на биоразнообразие, сокращение количества пищевых отходов, экологизация транспорта, развитие возобновляемых источников энергии, сохранение дикой природы, дальнейшее сокращение углеродного следа (который оценивается как почти 60% от экологического следа человечества).
Кроме подсчета планетарного экологического долга в GFN анализируют и биоемкость конкретных стран и регионов (это показатель количества ресурсов и способности экосистем перерабатывать загрязнение), разделяя их на «дебиторов» и «кредиторов» ресурсов планеты. Так, с 2019 года биоемкость Австралии упала почти вдвое во время масштабных лесных пожаров в 2019 году, в результате чего впервые в истории Австралии GFN отмечает дефицит биоемкости. Напротив, в Шотландии, проводящей активную политику декарбонизации экономики, дефицит биоемкости резко снижается.
«Россия занимает четвертое место в мире по запасам биологической емкости, что составляет 8,2% от всей биоемкости планеты. Это сопоставимо с запасами Канады и Индии, вместе взятыми (примерно 9,4%). По этому показателю нас опережают только Бразилия, Китай и США. Большая часть биоемкости приходится на леса и морские экосистемы нашей страны, и именно они испытывают наибольший стресс от промышленной эксплуатации»,— предполагает директор по науке общественной организации «Эпоха Антропоцена», научный редактор докладов об экоследе субъектов РФ Павел Боев. «По показателям экоследа мы также находимся на четвертом месте (3,6% от общемирового экоследа), но при нашей численности населения и уровне жизни это все равно много. Если бы каждый человек на Земле вел образ жизни среднестатистического россиянина, то День экодолга наступил бы 25 апреля»,— комментирует эксперт. Отметим, что высокий подушевой экослед демонстрируют либо страны с высоким уровнем развития и жизни, либо страны с низкой энерго- и ресурсоэффективностью. «Неэффективные энергозатраты приводят к высокому экоследу даже при низком уровне жизни и потреблении»,— говорит Павел Боев.
Выступая на дискуссии, посвященной Дню экодолга и организованной WWF России, профессор географического факультета МГУ Наталья Зубаревич также отметила важность повестки ответственного потребления для РФ. По ее словам, в условиях пандемии, падения продаж в секторе розничной торговли и падения уровня доходов «люди ищут то, что дешевле». По мнению эксперта, основными драйверами осознанного потребления в РФ выступают крупные города (в которых проживает более обеспеченное и образованное население), в то время как забота об окружающей среде проявляется в российском контексте, в том числе и в виде экологических акций и протестов.
Ангелина Давыдова
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4465336