Арал: от идей до практической реализации

Одни из самых известных мировых исследователей Аральского моря Филипп Миклин (США) и Николай Аладин (Россия) опубликовали статью об Арале в книге «Большие Азиатские озера в меняющемся мире», которая недавно выпущена на английском языке швейцарским издательством Springer.

Редакция газеты «Правда Востока» попросила прокомментировать мнение ученых одного из ведущих специалистов по проблемам Арала — руководителя Агентства реализации проектов Международного фонда спасения Арала (МФСА) в Узбекистане Вадима СОКОЛОВА.

Главные посылы авторов

Следует отметить, что основой статьи стала публикация этих же авторов «Возможное будущее Аральского моря и его фауны», вышедшей в 2016 году в «Астраханском вестнике экологического образования».

После разделения Аральского моря в 1989 году Малый Арал имеет положительный водный баланс, его соленость снижается (после постройки Кокаральской плотины в проливе Берга его уровень повысился). Стало возможным восстановление биоразнообразия и возрождение рыболовства.

Большой Арал, имея отрицательный водный баланс, продолжает высыхать и осолоняться, превратившись к концу 1990-х в гипергалинный (сильно соленый) водоем. Восстановление его биоразнообразия и рыболовства не представляется реальным. Единственной возможностью хозяйственной деятельности на Большом Арале является промышленная заготовка цист рачка артемии. К настоящему времени Большой Арал разделился на 3 отдельных водоема: Западный и Восточный бассейны, связанные протокой, и озеро Тущебас. (При этом Западный Арал и озеро Тущебас подпитываются, главным образом за счет подземного притока прим. В. Соколова)

Существенное повышение эффективности орошения земель в бассейне Аральского моря могло бы сберечь значительный объем воды, который пополнил бы водный баланс Арала. Однако это требует всеохватывающей и очень дорогостоящей реконструкции оросительных систем, а также существенных перемен в социально-экономической сфере.

Авторы предложили реализовать ряд идей для сохранения биоразнообразия и биологических ресурсов Аральского моря: как можно скорее поднять на два-три метра плотину в проливе Берга; в ближайшие годы построить плотину в горле залива Сарышыганак; соорудить простейшую плотину к югу от полуострова Куланды; отказаться от мелководных водохранилищ в дельте Амударьи, а остаток стока реки направить в Западное Большое Аральское море.

 

Теория и практика

Итак, обсудим главные посылы и идеи авторов — насколько они приемлемы для практической реализации в обозримом будущем.

Авторы бесспорно правы, что для полного восстановления Аральского моря потребуется 1080 км3 воды (объем моря на уровне 1950-х) плюс около 50 км3 в год для компенсации потерь от испарения. Общий годовой сток рек Амударьи и Сырдарьи составляет около 120 км3. Таким образом, чтобы наполнить море таким же объемом, в каком оно было, необходимо полностью прекратить всю экономическую деятельность в бассейне по крайней мере на 40-50 лет. А это невозможно.

Сегодня наиболее реалистичная повестка дня — укрепление регионального сотрудничества в рамках Международного фонда спасения Арала для реализации совместных действий по предотвращению дальнейшего ухудшения остатков моря, что признается и поддерживается руководством четырех из пяти стран Центральной Азии.

Реальное сотрудничество на платформе МФСА способно обеспечить стабилизацию экосистем, преодолеть последствия Аральского кризиса, укрепить экологическую и социально-экономическую ситуацию в регионе Аральского моря, предотвратить растущие риски опустынивания и его негативные последствия и миграцию населения, создать климатическую устойчивость и сохранить биоразнообразие, а также развить экономическую диверсификацию в виде экологического туризма, логистики и разработки эффективных мер социальной защиты населения Приаралья.

 

Поддержка не на словах

Что нужно, чтобы МФСА стал реально работающей платформой сотрудничества и реализации необходимых мер?

Проблема фонда в том, что основные проекты с 2003-го осуществлялись за деньги самих стран бассейна Арала, доноры не вкладывали серьезных средств. Так за 15-летний период 2003-2017 по линии МФСА на территории Приаралья в Узбекистане израсходовано всего лишь порядка 30 млн долларов, из которых более 60 процентов — средства государственного бюджета — как вклад Узбекистана в МФСА.

При этом общая стоимость только водохозяйственных мероприятий, необходимых для решения ключевых проблем в бассейне Арала (в пределах Узбекистана), по самым скромным оценкам — около 2 млрд долларов. Как известно, вода — ключ к решению всех проблем, связанных с усыханием Арала. То есть понятно, что, если продолжать уповать только на МФСА, финансируемый самими странами, — мы будем решать водные проблемы Арала еще лет 100.

Почему международные доноры не очень активны в выделении финансов, — особый разговор. Корень зла в том, что любой инвестор, вкладывая средства, ждет со временем их полный возврат с прибылью. В случае с Аралом — слишком много рисков: вложенные деньги в экологию не обеспечат быстрой экономической прибыли.

Главная задача реформирования МФСА — вернуть свойственные ему функции путем внесения соответствующих изменений и дополнений в положение о МФСА и соглашение о его статусе. Нужно организовать специальный инвестиционный Банк бассейна Аральского моря для формирования средств (отчисление взносов) посредством аккумулирования взносов государств бассейна Арала. Когда международное сообщество увидит, что государства Центральной Азии вкладывают свои деньги в МФСА, это откроет путь для более активного привлечения средств из стран-доноров, международных финансовых институтов и частных инвесторов.

Взносы — дело добровольное. Главное, чтобы они обеспечили базис для активного участия стран в деятельности фонда и реализации приоритетных согласованных крупных проектов, нацеленных на создание инфраструктуры, которая позволит развить социально-экономический и экологический базис в новой пустыне Аралкум.

Следует напомнить, что по инициативе Узбекистана уже создан новый механизм привлечения внимания инвесторов. В ноябре 2018 года в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялась специальная Ассамблея высокого уровня ООН на тему «Содействие региональному и международному сотрудничеству в направлении комплексных стратегий в поддержку устойчивого развития», на которой создан Многопартнерский трастовый фонд ООН по человеческой безопасности для региона Приаралья в Узбекистане (МПТФ). Сегодня этот фонд реализует ряд проектов для поддержки населения в Каракалпакстане на общую сумму свыше 10 млн долларов. К сожалению, МПТФ не способен реализовать крупные инфраструктурные проекты, которые так необходимы для изменения ситуации в Приаралье.

 

Проекты и свершения

В казахстанской части Приаралья в рамках второй фазы Программы бассейна Аральского моря (ПБАМ-1) реализован крупномасштабный проект «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря» (РРССАМ-1). Началом реализации проекта считается ноябрь 2002-го. Для финансирования проекта привлекались заемные средства Всемирного банка — 64,5 млн долларов — и выделено софинансирование из республиканского бюджета — 21,29 млн долларов.

Реализация проекта РРССАМ-1 позволила приблизить море к городу Аральску с 74 км до 17. Если в момент критического состояния усыхающего малого моря в нем обитала лишь камбала Глосса, то за последние годы появилось более 20 видов рыб, в несколько раз снижена соленость воды, восстанавливается кормовая база. Арал постепенно становится промысловым водоемом с неплохими перспективами.

И здесь правы Миклин и Аладин: чтобы эти будущие перспективы стали позитивными и принесли желаемый эффект, нужно еще сделать много усилий на казахстанской территории. Для этого была предложена и начала реализовываться в 2018 году вторая фаза проекта «Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря» (РРССАМ-2).

Специалисты прогнозируют, что реализация нового проекта позволит приблизить море к городу Аральску до одного километра, а улов рыбы увеличить в разы. Есть основания утверждать, что восстановится и система озер вдоль Сырдарьи.

Следует указать, что проект РРССАМ финансируется республиканским бюджетом и Всемирным банком реконструкции и развития. После того как реализована первая фаза проекта и казахстанская часть моря практически зафиксирована Кокаральской плотиной, Арал стал наполняться водами Сырдарьи. Значительно улучшился микроклимат в регионе, у водоема появились перспективы на скорое восстановление, а у населения — на улучшение социальных условий, открытие промыслов и рыбопереработки, создание рабочих мет.

Как будет с максимальной пользой для народа реализовываться вторая фаза проекта РРССАМ, партнеры в лице банка и правительства РК долго не могли решить. В конце концов поддержаны шесть компонентов РРССАМ-2. Но исключена, например, идея строительства в Кызылординской области Аклакской гидроэлектростанции, поскольку себестоимость вырабатываемой ею электроэнергии была бы в разы выше рыночной стоимости.

Зато в состав первого этапа проекта РРССАМ-2 вошли подпроекты, такие как восстановление левобережного шлюза-регулятора Кызылординского гидроузла, спрямление русла реки Сырдарья на участках Корганша и Турумбет, строительство защитных дамб в Казалинском и Кармакшинском районах, автодорожного моста около поселка Бирлик, восстановление Камышлыбашской и Акшатауской озерных систем в Аральском районе, реконструкция и расширение выростных прудов на участке Тастак Камышлыбашского рыбопитомника.

В конце мая 2020 года со сложившейся ситуацией на Кокарале ознакомился министр экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан Магзум Мирзагалиев, давший указание укрепить дамбу. Для этого подготовлено технико-экономическое обоснование, начата разработка проектно-сметной документации, после утверждения которой начнутся строительные работы. Как уточнил министр, рассматриваются два варианта проекта. Первый предполагает строительство еще одной дамбы — в заливе Сарышаганак, что сделает Малый Арал двухуровневым. Специалисты уверены: это поможет заметно опреснить морскую воду и обводнить озерные системы.

Работы же по укреплению Кокаральской дамбы начаты в июле 2020 года. Также в этом году решится еще одна проблема: для предотвращения миграции рыбы в Большой Арал у плотины установят специальную систему рыбозащиты. Руководитель Арало-Сырдарьинской бассейновой инспекции по охране водных ресурсов Адилхан Карлыханов подтвердил, что в сентябре эта система будет запущена в эксплуатацию. Специальные рыбоотпугивающие установки не пропустят рыбу за плотину. Сегодня здесь гибнут сотни тонн рыбы.

Что же касается предложения Миклина и Аладина — отказаться от мелководных водохранилищ в дельте Амударьи и направить остаток стока реки в Западное Большое Аральское море — то это, на наш взгляд, не совсем правильная идея.

По мнению специалистов Узбекистана, именно система малых локальных водоемов в Южном Приаралье позволит не только обеспечить стабилизацию экосистем и сохранить биоразнообразие, но и также, как в казахстанской части, создать условия для социально-экономического развития региона и улучшения благосостояния достаточно многочисленного местного населения Каракалпакстана.

Остатки водоемов моря (Западное и Восточное) и водно-болотные угодья в регионе Южного Аральского моря (включая дельту Амударьи) могут быть разделены на четыре зоны в соответствии с режимом источников воды.

Водоемы осушенного дна моря и прилегающие к плато Устюрт — Западное Аральское море, питающееся подземными водами и озеро Сарыкамыш, питающееся коллекторным стоком из Хорезма и Дашховуза
Левобережная зона дельты Амударьи (Запад) — территория под командованием системы каналов Раушан, дренажных коллекторов ККС и ГК. Основными водоемами являются водно-болотная система озера Судочье — Акушпа, Тайлы, Большое Судочье и Бегдулла-Айдын, озеро Каратерен и озера Караджарской системы — Машанколь, Ходжаколь, Ильменколь.
Центральная зона дельты Амударьи — территория под командованием главного русла Амударьи, каналов Талдык (Кунград-Муйнак), Муйнак (Главмясо) и Маринкинузяк. Основными водоемами являются Междуреченское водохранилище (в том числе озера Майпост и Домалак), озера Рыбачье и Муйнак, озера Закирколь и Макпалколь.
Правобережная зона дельты Амударьи (Восток) — территория под командованием протоки Казахдарья, дренажных коллекторов КС-1, КС-3. Основным водоемом является Жолдырбас. Также территория, снабжаемая дренажным коллектором КС-4 системы небольших озер урочища Акпетка.

Основные параметры водоемов и водно-болотных угодий Южного Приаралья

 

Для решения проблем водоснабжения этой зоны правительство Узбекистана инициировало в 2002 году проект «Создание малых локальных водоемов в дельте Амударьи». В результате реализации проекта к 2027 году будет создана необходимая инженерная инфраструктура, которая сможет обеспечить оптимальный водный горизонт для устойчивости экосистем и экономической активности в водоемах южного региона Аральского моря.

Более того, Узбекистан в этой зоне начал меры по развитию и укреплению охраняемых природных территорий (ОПТ).

Так, постановлением Президента «О мерах по совершенствованию системы государственного управления в сфере охраняемых природных территорий» от 20 марта 2019 года, утверждена «дорожная карта», согласно которой в 2019-2022-х запланировано создание государственного заказника «Судочинская система озер» на базе государственного заказника «Судочье» (с 50 до 88 тысяч га).

 

Не для красивой картинки, а ради своего будущего

Постановление Кабинета Министров «Об утверждении Стратегии по сохранению биологического разнообразия в Республике Узбекистан на период 2019-2028 годы» от 11 июня 2019-го предусматривает в числе приоритетных задач расширение площади охраняемых природных территорий. Первый этап реализации Стратегии (2019-2023 гг.) включает создание 5 ОПТ на территории Республики Каракалпакстан — национальные природные парки «Южный Устюрт» (1,4 млн га) и «Центральный Кызылкум» (1,1 млн га), государственные заказники «Бельтау» (188,3 тысячи га), «Акпетки» (587,7 тысячи га) и «Междуречье Акдарья-Казахдарья» (22 тысячи га). Создание этих новых ОПТ в зоне Приаралья увеличит охраняемую площадь на 3 561490 га или на 8 процентов от общей площади страны.

Отметим также, что, создавая охраняемые природные территории, Узбекистан принял на себя обязательства в этих зонах обеспечить так называемую нейтральную деградацию земель (другая версия — неухудшение состояния земель). Это состояние, при котором объем и качество земельных ресурсов, необходимых для поддержания экосистемных функций и услуг, усиления продовольственной безопасности, остаются стабильными или повышаются в заданных временных и пространственных рамках.

Здесь важно напомнить, что Республика Узбекистан первая из всех государств Азиатского региона и СНГ (1995 г.) ратифицировала Конвенцию Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием (КБО ООН) и приняла активное участие во всех этапах ее подготовки. В соответствии с политикой правительства и во исполнение приоритетных обязательств, взятых на себя в рамках Конвенции, в республике в 1999 году разработана Национальная программа действий по борьбе с опустыниванием.

С 2016 года Конвенция налагает определенные обязательства по обеспечению нейтральной деградации земель (НДЗ). За основу приятно Техническое руководство «Постановка целей для нейтрального баланса деградации земельных ресурсов» Конвенции Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием земель (КБО ООН) от 2016 года.

В связи с этим 22 февраля 2019 года принято постановление Президента «О мерах по повышению эффективности работ по борьбе с опустыниванием и засухой в Республике Узбекистан». Добровольная цель по НДЗ, принятая Узбекистаном, — к 2030 году закончить борьбу с опустыниванием, восстановить деградированные земли и почвы, включая земли, затронутые опустыниванием, засухой и наводнениями, и стремиться к достижению нейтрального к деградации земель мира.

Итак, сколько воды необходимо для поддержания стабильности остатков Арала, водоемов и водно-болотных угодий в регионе Южного Аральского моря (включая западное море и дельту Амударьи)?

Вышеупомянутая стабильность воды и нейтральная деградация земель могут быть обеспечены только при условии стабильного водоснабжения этой зоны через реку Амударья и дренажные коллекторы. Для поддержания Западного Арала (как рекомендуют Миклин и Аладин) Узбекистан проработал предварительные проектные предложения по подаче коллекторных вод через систему Судочьего и Аджибай — вдоль плато Устюрт до Западного водоема. Средний объем необходимого водоснабжения оценивается для Западного моря около 1 км3 в год и для водоемов Южного Приаралья — не менее 6 км3 в год.

Для достижения этой цели Узбекистан предпринимает следующие действия:

— установление согласованных с другими странами лимитов воды в среднем и верхнем течении бассейнов Амударьи и Сырдарьи с определением степени водообеспеченности по сравнению с фактической потребностью в воде;

— реализация региональной программы водосбережения в орошении. Обеспечение снижения уровня водопотребления в верхнем и нижнем течении путем увеличения их равномерного водоснабжения в вегетационный период и сокращение всех видов потерь (повышение эффективности системы и ирригационного оборудования), а также высвобождение 3-4 км3 воды вдоль основного русла реки Амударьи до дельты;

— перенос части сточных (коллекторно-дренажных) вод из Хорезмского и Бухарского оазисов в низовья Амударьи — 3 км3;

— сохранение и устойчивое управление водно-болотными экосистемами и прибрежными коридорами бассейна Аральского моря для поддержки устойчивых источников средств к существованию, включая защиту существующих водных объектов и улучшение их связности для повышения функциональной целостности и постепенного восстановления экосистем и биоразнообразия.

Вадим Соколов.
Руководитель Агентства реализации проектов Международного фонда спасения Арала в Узбекистане.

Источник: https://yuz.uz/ru/news/aral-ot-idey-do-prakticheskoy-realizatsii

Вам может также понравиться...