Экологическое сотрудничество на Евразийском пространстве обещает быть продуктивным
Пандемия коронавируса показала необходимость перехода к устойчивым моделям экономики, одной из которых считается «зеленая» экономика. Сотрудничество в сфере ее развития специалисты оценивают как перспективное направление на пространстве Евразии. Экологическая ситуация становится все более значимым фактором, влияющим на политику и экономику как отдельных стран, так и интеграционных объединений. Именно сотрудничеству в области экологии и зеленого роста будет посвящен очередной XVII Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России с участием глав государств, который состоится в городе Кокшетау 12-13 ноября 2020 года.
Распространено мнение о том, что, если бы не борьба с СOVID-19, экология стала бы главной мировой повесткой 2020 года. Об этом говорили известные казахстанские эксперты, участвовавшие в заседании экспертного клуба «Мир Евразии» на тему «Экология как новая политика: перспективы сотрудничества в области защиты окружающей среды на Евразийском пространстве». Важной особенностью глобализации является все более тесная взаимосвязь экономики и экологии. С повышением экологических рисков возрастает потребность в активном вовлечении экспертного сообщества в процессы изучения новых форм взаимодействия государств.
* * *
Эксперты не раз поднимали вопрос о том, что в документации ЕАЭС вопросам экологии и «зеленой» экономики должно уделяться больше места. Государства ЕАЭС имеют серьезные экологические проблемы, которые пока не стали приоритетными в работе Союза. Это молодое интеграционное объединение, и многие отрасли его наднационального права находятся в стадии формирования. В Договоре о ЕАЭС нет специального раздела, регулирующего экологические отношения между странами. При этом в рамках ШОС уже подписано Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, и экологическими ведомствами стран-участниц начата работа по реализации документа.
При этом во всех странах ЕАЭС имеются государственные программы, направленные на повышение энергосбережения и энергоэффективности, использование альтернативных источников энергии, улучшение экологической ситуации. Большое значение для развития «зеленой» экономики призваны сыграть евразийские технологические платформы, в частности «Технологии добычи и переработки твердых полезных ископаемых», «Технологии экологического (природоохранного) развития», «ЕвразияБио» и др.
Загрязнение окружающей среды часто имеет трансграничный характер, влияние различных стран на ухудшение ее качества не одинаково, но совместный поиск общих подходов, эффективных мер по охране окружающей среды – дело, которому должен способствовать конструктивный диалог. Увеличивающаяся взаимозависимость стран друг от друга усиливает их роль в решении экологических проблем.
Член Общественного совета г. Алматы Марат Шибутов уверен, что у стран ЕАЭС много текущей экологической работы. «Идет изучение трансграничной миграции животных, борьба с некоторыми вселенцами (видами животных или растений, попавшими в новые для них места обитания) и другими опасными видами, совместное образование и управление особоохраняемыми природными территориями (когда их части принадлежат разным странам). Все здесь нормально», – подчеркнул он.
Но есть и проблемы. В качестве примера эксперт привел утилизационный сбор на автомобили и сельхозтехнику. Это, мягко говоря, в рамках ЕАЭС спорный вопрос. Например, в прошлом году Казахстан ввел утильсбор на сельхозтехнику, предусматривающий возможность его неуплаты для некоторых иностранных компаний. В России посчитали, что данная мера нанесла ущерб интересам развития интеграции и производства в рамках ЕАЭС. Об отмене утильсбора также просили казахстанские аграрии (он преподносится как инструмент защиты экологии и окружающей среды). Начались переговоры, после которых было заявлено, что вопрос урегулировали и Казахстан выровняет условия взимания утильсбора. Однако затем было заявлено, что отмена утилизационного платежа в отношении сельхозтехники нецелесообразна.
«Идет союзная работа над общими стандартами техники, продукции, технологий, – сказал М. Шибутов. – И, конечно, общих таможенных пошлин. В плане экологического контроля должно быть так: то, что страны ЕАЭС считают экологичным и нужным, импортируется по нулевой ставке. На потенциально опасные товары, соответственно, ставка должна быть выше. А что-то вообще надо запрещать импортировать. Если говорить об экологической политике в ЕАЭС, то нам нужна именно согласованность по стандартам, технологиям».
Президент ОФ «Центр социальных и политических исследований «Стратегия»» Гульмира Илеуова считает, что, продвигая экологические установки, в том числе в рамках ЕАЭС, надо делать их образ более близким для людей, чтобы на этой основе было понимание того, зачем между странами укрепляется сотрудничество. В своем выступлении она сослалась на данные экспертного опроса, который проводился ее организацией в 2018 году. «Мы выяснили, что экологические проблемы оказались только на шестом месте в рейтинге экспертов при оценке рисков реализации проекта «Экономический пояс Шелкового пути», – констатировала она. – То есть в опросах тема экологии присутствует, но респонденты ее недостаточно оценивают с точки зрения рисков».
По мнению социолога, экологию легко превратить в понятные качественные показатели, которые для населения будут близки с разных сторон границ. «Это перспективная тема для аналитиков, – уверена эксперт. – Гуманитарное сотрудничество упирается в идеологию, а затем возникают определенные сложности, связанные с точками зрения того или иного политического режима. В экономическом сотрудничестве также присутствуют определенные нюансы. Экология же является глобальной и универсальной темой, при этом недостаточно описанной с точки зрения конкретных интеграционных показателей. Это хорошая тема для понимания того, что конкретно волнует людей, решение каких экологических вопросов их беспокоит. Экологическое сотрудничество на Евразийском пространстве может быть особенно продуктивным».
Одним из перспективных для сотрудничества считает экологический сектор главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Леся Каратаева. «В последние, как минимум, два года фиксируется рост значимости экологической проблематики в общем массиве общественно-политического дискурса, – отметила она. – Прошлый год продемонстрировал беспрецедентный рост гражданской активности и масштабных экологических протестов. Не стали исключением и страны ЕАЭС».
По мнению заместителя главного редактора газеты «Аргументы и факты – Казахстан» Сергея Козлова, экология сегодня становится причиной социального недовольства и стремительно политизируется. Руководство наших стран вынуждено обращать на проблемы свое внимание. «В рамках межгосударственного сотрудничества надо было давно созвать евразийский экологический форум, в котором могли бы участвовать экологические организации наших стран и представители политических партий, чья деятельность в том числе имеет экологическую направленность, – предложил он. – Также необходим евразийский экспертный совет, специализирующийся на вопросах сохранения биоресурсов и их приумножения. Неплохо было бы поговорить о законодательствах союзных государств, существуют ли эффективные попытки их гармонизации на уровне ЕАЭС, какие-то инициативы со стороны ЕЭК?»
В свою очередь, директор Института мировой экономики и международных отношений Акимжан Арупов предложил: «В рамках ЕАЭС нужно инициировать создание некоего экологического кодекса, даже экологической конституции (как хотите, так и назовите), которыми страны могли бы в определенной мере руководствоваться». По его мнению, это было бы выгодно всем. «Мы видим, что на глобальном уровне постановка важных экологических вопросов актуализирована. В рамках ЕАЭС также появилась необходимость в разработке совместных документов, связанных с охраной окружающей среды», – сказал он.
И все же экологическая повестка в рамках функционирования ЕАЭС развивается. Например, вопросы экологии имеют место в разрабатываемой Стратегии развития ЕАЭС до 2025 года, которую представят главам государств до конца года нынешнего. В каждой из стран формируется экологическое мышление, экоповедение населения. Однако, на взгляд советника директора Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Мадины Нургалиевой, эти тренды сопряжены с уровнем и качеством жизни населения. «Поэтому носителями экологических ценностей выступают пока еще отдельные социальные группы, как правило, из числа представителей среднего класса, обеспеченные люди, креативная молодежь, творческая интеллигенция, – сказала она. – Но постепенно вовлеченность всего общества в экопроцессы будет только нарастать. Как показывает ряд социологических исследований во всех странах-участницах ЕАЭС, для рядового человека в перечне проблем экологическая повестка пока еще уступает по своей значимости социально-экономическим аспектам. Иначе говоря, вопросы, связанные с уровнем дохода, наличием работы, остаются первостепенными. Вместе с тем уже сейчас растут запросы экологического характера – качество воды, воздуха, экологичность различных товаров».
Кроме того, в рамках ЕАЭС внимание к экологическим аспектам нашло отражение в Проекте Программы развития интеграции (ПРИ) в сфере статистики ЕАЭС на 2021-2025 годы. Документ активно обсуждается с прошлого года на ряде заседаний и мероприятий ЕЭК. В нем появился новый раздел статистики – «зеленая» экономика и охрана окружающей среды. Внутри запланировано три основных пункта: изучение опыта государств-членов и международного опыта в сфере статистики «зеленой» экономики и охраны окружающей среды (2021–2022 годы); проведение консультаций по формированию статистических показателей «зеленой» экономики (2021–2022 годы); формирование и распространение статистики «зеленой» экономики и охраны окружающей среды (2022–2025 годы).
«Пока эти пункты представляются скорее «дежурными», не раскрывают и не детализируют важные вопросы, которые мы задаем, – пояснила эксперт. – Но, с другой стороны, показывают, что понимание важности экологической повестки и взаимодействия на ее основе в рамках интеграционного проекта заметно растет. Государствам ЕАЭС уже сегодня важно синхронизировать вопросы экологии с экономическими показателями».
Одним из перспективных направлений экономического сотрудничества, сопряженных с экологией, директор Института по вопросам безопасности и сотрудничества в Центральной Азии Шавкат Сабиров называет торговлю экологической продукцией и возможность наладить ее в рамках ЕАЭС, а также с третьими странами. «Торговлю экопродукцией в мире оценивают уже сотнями миллиардов долларов, к тому же она демонстрирует устойчивый рост, – утверждает он. – Между тем экологически чистые товары составляют часть традиционных рынков стран ЕАЭС: сельского хозяйства, рыбной и лесной отрасли, туризма и т. д. Торговля такой продукцией может стать перспективной сферой сотрудничества государств Союза с внешними партнерами, послужить драйвером развития взаимных связей, одновременно став фактором достижения целей «зеленой» экономики».
При этом экологические требования становятся еще одним инструментом у экономически развитых стран для защиты своих рынков и производителей. «Отсюда следует, что Казахстану одному не справиться, – убежден старший преподаватель кафедры «Государственная и общественная политика и право» Алматы Менеджмент Университета Александр Губерт. – Только общие усилия на уровне ЕАЭС могут быть действенными, нужны единые стандарты, связанные в целом с экономикой, с энергетикой. В Европе сейчас рассматривают возможность введения высоких пошлин и штрафов производителям, использующим в производстве «грязную энергетику», это так называемый штраф за СО₂. Поэтому многим развивающимся и даже развитым экономикам придется переходить на эти новые стандарты, мотивировать и субсидировать производителей».
Руководитель аналитической группы «Кипр» Ерлан Смайлов полагает, что договориться странам ЕАЭС в вопросах экологии не составит большого труда, так как «подходы будут идентичны, потому что структура экономик похожа, соответственно, есть понимание проблем, путей их решения».
Вполне доступным направлением совместной работы может стать развитие экологического туризма. Директор Научно-исследовательского института проблем экологии Казахского национального университета им. аль-Фараби, представитель Ассоциации экологических организаций Казахстана Айжан Скакова рассказала о том, что по теме трансграничных территорий на ближайший XVII Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Кокшетау у института есть ряд предложений. В основном он намерен сконцентрироваться на международном соглашении с Россией по сохранению каспийского тюленя и вопросах территорий, связанных с миграцией сайгаков. Кроме того, эксперт предложила присмотреться к опыту России, внедрившей национальный проект «Экология» с адекватным финансированием из бюджета.
Впрочем, гладко бывает всегда только на бумаге. Политолог Антон Морозов видит сложности в том, что подходы к развитию экономики содержат порой взаимоисключающие задачи. «Сейчас наряду с вопросами экологии необходимо заботиться о поднятии экономики, в том числе сельского хозяйства, – подчеркнул он. – А оно, на самом деле, негативно влияет на экологию. Потому что актуализируются вопросы водообеспечения, эксплуатации земельных ресурсов».
Непросто, как заявил экономический обозреватель Сергей Домнин, ответить на вопрос о том, какие могут быть области сотрудничества если не в рамках ЕАЭС, то хотя бы в двусторонних отношениях Казахстана и России по «зеленой» энергетике. «Если перебирать цепочку добавленной стоимости, видно, что «зеленые» технологии производятся точно не у нас, – заметил он. – Как правило, это технологии датские, немецкие, оборудование может быть китайское. «Зеленые» для наших стран – это больше инструменты финансирования. На перспективу как совместные для стран ЕАЭС можно рассматривать проекты кооперации, когда будут локализовываться предприятия по производству двигателей, лопастей ветродвигателей, фотоэлектрического оборудования, солнечных панелей. И все же перспективы видны больше в плане «зеленого» финансирования и производства «зеленой» энергии, а не выпуска основных средств для «зеленой» энергетики. Ну и возникнет интересный и важный вопрос с торговлей выработанной электроэнергии. В ЕАЭС он пока тяжело решается даже в условиях модели традиционной энергетики».
В этой связи М. Шибутов отмечает, что «зеленая» экономика, как мы ее видим, нашим странам все больше и больше не по карману. «Мы не можем сделать гарантированный закуп большого объема солнечных батарей, когда у нас стоимость угольной электроэнергии гораздо меньше, – заявил он. – Трудно будет эту разницу покрывать, тем более за счет повышения тарифов для населения. Что мы действительно подразумеваем под «зеленой» экономикой – это на самом деле лоббирование технологий Европы, США и Японии, которые мы будем покупать в ущерб собственным производителям.
Наступает время делать выбор, исходя из возможностей стран. На мой взгляд, мы должны выбрать свой собственный путь, посмотреть, что реально нужно нашей природе, не подстраиваясь под общемировые тренды и стандарты, которые лоббируются развитыми странами и международными организациями, а для нас они могут быть неактуальными».