«Часы громко тикают»
Ученые предупреждают, что остается все меньше времени, чтобы удержать мир от климатической катастрофы. Программа ООН по окружающей среде (UNEP) выпустила сразу два доклада о разнице между тем, что происходит в реальности, и жизненной необходимостью человечества. Россия показывает неготовность к отказу от ископаемого топлива и к зеленому энергопереходу.
Разницу между тем, «где мы, вероятно, будем, и где нам нужно быть» эксперты ООН называют «разрывом» и исследуют сразу несколько направлений, которые имеют большое значение для человечества: адаптация к изменению климата, национальные планы стран по снижению выбросов парниковых газов (NDC), целевые показатели достижения углеродной нейтральности.
В ежегодном отчете «Надвигающаяся буря: адаптация к изменению климата в пост-пандемийном мире» ученые пишут, что удержание повышения температуры на планете в пределах 1,5°C является критическим порогом, чтобы не допустить худших последствий для человечества. При нынешних экономических темпах этот порог будет превышен раньше, чем предполагалось, а некоторые последствия для климата уже необратимы.
Из отчета UNEP следует, что реализация адаптационных мер отстает от необходимого: в 2030 г. мир будет использовать примерно на 110% больше угля, нефти и газа, чем необходимо для ограничения потепления до 1,5°C, что усугубит вызванные изменением климата экстремальные погодные явления. По словам ученых, каждая доля градуса увеличения температур принесет с собой усиление волн тепла и засухи, смертоносных наводнений и лесных пожаров.
Эти данные подтверждают британские ученые: согласно исследованию Метеорологической службы Великобритании (UK Met Office), при росте среднемировых температур выше отметки в 2°C по сравнению с доиндустриальным уровнем число жертв климатического кризиса во всем мире вырастет как минимум в 15 раз, а от катастрофических природных явлений пострадают более миллиарда жителей планеты.
Как следует из доклада об адаптации, возможности финансирования программ адаптации к изменению климата за счет стимулирующих пакетов восстановления после COVID-19 во многих странах уже упущены. До июня 2021 г. только треть попавших в исследование ООН стран напрямую профинансировали меры борьбы с изменением климата.
Позитивной тенденцией эксперты называют то, что программы адаптации к изменению климата все чаще становятся частью национальных планов. Около 79% стран включили в свои национальные стратегии по крайней мере один механизм адаптации, что на 7% больше по сравнению с 2020 г.
Выводы доклада о разрыве в выбросах, который вышел под эгидой UNEP с названием «Потепление включено: климатические обещания еще не выполнены», перекликаются с докладом об адаптации. Ученые утверждают, что нынешние обещания стран не смогут удержать глобальную температуру ниже 1,5°C в этом столетии, а мир стоит на пути потепления около 2,7°C.
По состоянию на конец сентября 2021 г. 120 стран, на долю которых приходится более половины мировых выбросов парниковых газов, представили обновленные NDC. Эти стратегии покрывают более половины выбросов парниковых газов. Анализ UNEP показывает, что все имеющиеся сейчас планы стран будут реализованы полностью, они могут удержать повышение температуры в пределах 2,2°C к концу века. Это ниже ранее обозначенных 2,7°C, но все-таки приведет к драматическим для мира последствиям.
Тем временем эксперты ООН предупреждают: чтобы удержаться в пределах 1,5°C потребуется сокращение на 55% уже к 2030 г. Это означает, что текущие планы должны быть в семь раз выше нынешнего уровня амбиций.
«Изменение климата больше не проблема будущего. Это проблема настоящего, — считает исполнительный директор UNEP Ингер Андерсен, — У нас есть 8 лет, чтобы сократить выбросы парниковых газов почти вдвое…Часы громко тикают. Мир должен осознать неминуемую опасность, с которой мы сталкиваемся как вид».
Авторы доклада делают вывод, что имеющиеся сегодня у стран планы в совокупности сократят выбросы парниковых газов к 2030 г. примерно на 7,5% больше по сравнению с предыдущими обещаниями, сделанными пять лет назад. Но часть стран, в том числе Китай, США, Индия, Россия и Япония, на которые приходится почти 60% выбросов, пока стоят в стороне от пути выполнения Парижского соглашения.
Проблемой эксперты называют то, что многие из «обещаний углеродной нейтральности» неоднозначны. Некоторые страны переносят планы по сокращению выбросов парниковых газов на период после 2030 г. А цель достижения нулевых выбросов к 2060 г., которую обозначили Китай и Россия, не соответствует глобальным мировым планам удержанию климата на планете, — считают аналитики.
Несмотря на ожидания экспертов ООН, презентовавших свои исследования накануне Климатического саммита КС-26, часть стран, в числе которых Россия, так и не сделали свои климатические планы более амбициозными и не приблизились к жизненно необходимой для человечества цели достижения углеродной нейтральности. На конференции в Глазго Россия не присоединилась к международным планам по отказу от угля, проигнорировала соглашение по снижению выбросов метана, который является вторым по величине фактором глобального потепления. От имени делегации не прозвучали слова об энергетическом переходе, включающем отказ от всех видов ископаемого топлива. Сокращать выбросы по-прежнему планируется не за счет отказа от угля, нефти и газа, а «нерукотворными способами»: улавливанием и поглощением парниковых газов российскими лесами.
Представители Российского социально-экологического союза (РСоЭС) в своем Заявлении отмечают, что обозначенных в официальной позиции России шагов недостаточно для достижения целей Парижского соглашения. Они считают, что необходимо пересмотреть цель снижения выбросов парниковых газов на 2030 г. и принять цель снижения на 60% от уровня 1990 г. без учета поглощения лесами. Важной составляющей экологи считают дорожную карту достижения углеродной нейтральности к 2050 г.. Такая дорожная карта должна включать планы по энергоэффективности и возобновляемой энергетике и планы отказа от использования угля, снижения зависимости от всех видов ископаемого топлива и постепенного отказа от него, а также отказа от выработки энергии от сжигания ТКО, использования ядерного топлива, строительства новых АЭС и больших плотинных ГЭС.
Автор: Ольга Подосёнова
Источник: https://rusecounion.ru/ru/gap-report-adaptation-2021