«Авансовый платеж» за климат: в Египте стартует климатическая конференция ООН
Увеличивающиеся число погодных катаклизмов, вызванный войной призрак холодной зимы, новые научные данные о том, что усилий человечества по снижению выбросов парниковых газов катастрофически недостаточно. На таком фоне в Шарм-эль-Шейхе (Египет) открывается 27-я Климатическая конференция ООН (СОР27).
Последние два года климатическая повестка продвигалась довольно слабо: СОР26 был проведен на год позже из-за пандемии, прошлогодний климатический саммит прошел в облегченном режиме «периода восстановления».
В Рамочной конвенции ООН по изменению климата (РКИК ООН) принято чередование по географическому принципу. Конференция СОР27 в Шарм-эль-Шейхе – первое за шесть лет мероприятие за пределами Европы.
С одной стороны, ожидается, что проведение саммита на африканской земле должно оживить обсуждение климатической повестки, актуальной для наиболее уязвимых стран. С другой, есть опасения, что египетское председательство не будет способствовать прогрессу, поскольку правительство страны в «черном списке» международных организаций гражданского общества из-за нарушений прав человека.
Итоги прошлогоднего саммита Президент СОР26 Алок Шарма (Alok Sharma) назвал «слабым пульсом» климатической дипломатии, но все же конференция завершилась подписанием Климатического пакта Глазго, который сохранил в себе цели Парижского соглашения.
Несмотря на то, что у скептически настроенных наблюдателей ожиданий от СОР27 немного, по мнению Генерального секретаря ООН Антониу Гуттериша (António Guterres), основная цель саммита: «внести «авансовый платеж» за климатические решения, которые соответствуют реальному масштабу проблемы».
Как следует из заявления Президента СОР27, саммит в Шарм-эль-Шейхе будет посвящен переходу от переговоров и многочисленных обещаний к «планированию и реализации».
В принятом год назад Климатическом пакте Глазго были зафиксированы намерения сторон «положить на стол переговоров» СОР27 обновленные национальные планы с более амбициозной целью глобального сокращения выбросов парниковых газов на 50%. Однако пока мировое сообщество не сильно приблизилось к этой цели — только 24 из 193 стран представили обновленные планы в ООН.
В прошлом году в Глазго делегаты приняли рабочую программу для целей в области адаптации к изменениям климата. Ожидается, что в Шарм-эль-Шейхе страны оценят и зафиксируют прогресс в этом направлении. Есть шанс, что стороны климатического процесса возьмут более масштабные обязательства по адаптации в своих национальных планах.
Особое внимание на СОР27 будет уделяться финансированию борьбы с изменением климата. В 2009 г. на СОР15 в Копенгагене индустриально развитые страны обязались ежегодно отправлять $100 млрд на климатическое финансирование, но официальные отчеты по-прежнему показывают, что поставленная цель не выполняется.
По завершению COP26 «повис в воздухе» вопрос о том, как страны будут решать проблему финансирования «потерь и ущерба» (был создан Диалог Глазго о потерях и ущербе, в рамках которого обсуждаются возможные механизмы финансирования). Речь идет о международном механизме возмещения бедным странам убытков, которые они несут вследствие различных последствий изменения климата. Ведутся дискуссии о создании специального Фонда возмещения потерь и ущербов, которым, как заявил специальный докладчик ООН по правам человека и климату Ян Фрай (Ian Fry), «надеются придать дополнительный импульс» и «довести дело до конца».
Особые ожидания от конференции сторон в Шарм-эль-Шейхе связаны с обязательствами по прекращению финансирования индустрии ископаемого топлива и постепенного отказа от угля и газа. В прошлом году в Глазго инициативу в этом вопросе взяла на себя коалиция из более 40 государств.
Однако 2022-й стал серьезным испытанием на «безуглеродную» стойкость. Военное вторжение России в Украину привело к рекордным ценам на энергоносители. Грядущие холода уже используются в некоторых странах Европы как довод для того, чтобы замедлить сокращение использования ископаемого топлива, а также и как повод для новых энергетических партнерств с авторитарными режимами. Европейские страны ищут новые источники ресурсов, чтобы снизить зависимость от ископаемого топлива из России, и не всегда выбор остается за безуглеродными вариантами.
Что касается России, ее роль в климатическом процессе не уменьшилась. Даже увеличилась, правда, в негативном контексте. РФ продолжает оставаться одним из крупнейших источников выбросов, усугубляя ситуацию военными действиями в Украине и деэкологизацией своей внутренней политики. Если еще год назад проблема изменения климата внутри России позиционировалась как «умеренно важная», то в нынешних условиях все, что связано с экологическими нормами, воспринимается как дополнительное препятствие для развития. Тем не менее РФ, скорее всего, постарается использовать СОР27 как площадку для призывов отменить международные санкции (ради климатического сотрудничества). В обмен, как обычно, предложат газ и атомные реакторы.
Усилит ли СОР27 пульс климатической дипломатии? Будет ли внесен «авансовый платеж» за климат, который ждут наиболее уязвимые от изменения климата страны? Вернется ли международное сообщество во мрак ископаемого или объединится в достижении безуглеродных целей? Ответ на эти вопросы – в ближайшие две недели.
Фото: @cop27p