В Бишкеке появится «Азиатский горный сад». Во что превратится Ботсад и какие проблемы осталось решить? Интервью
Ботанический сад им. Э.Гареева в Бишкеке – единственный Ботанический сад на территории Кыргызстана. Он является научно-исследовательским институтом в системе Национальной академии наук КР.
13 марта Ботаническому саду исполнилось 85 лет. В честь дня рождения сада президент Садыр Жапаров побывал в научно-исследовательском центре и устроил там субботник. Главе государства презентовали план генеральной реконструкции Ботанического сада под названием «Азиатский горный сад».
Ботсад — первое научно-исследовательское учреждение в республике, начавшее изучение местной флоры, обогащение ее путем интродукции растений из различных стран мира.
Что же будет на месте Ботанического сада? Продолжится ли судьба науки? И.о. директора Ботанического сада Гулайым Донбаева ответила на вопросы АКИpress о планах по реконструкции Ботсада, рассказала об эскизе, финансировании и других темах.
— Что такое «Азиатский горный сад»?
— Идея концепции «Азиатский горный сад» принадлежит доктору географических наук, профессору Эмилю Шукурову. Это известный биолог, эколог в Кыргызстане. В разработке этой концепции приняли участие представители Ботсадов из России, Англии и США. Совместно с нашими сотрудниками, вместе с экспертами, экологами и общественностью они разработали эту концепцию. И была представлена карта планирования, что и где будет.
Ее идея заключалась в том, чтобы на территории Ботсада в Кыргызстане представить растения горных стран мира. Скептики могут сказать, что столица Кыргызстана находится в пригорной зоне – это не горный участок и «Азиатский горный сад» не может быть здесь воссоздан. Но мы все-таки хотели показать представителей флоры горных стран именно на территории Ботанического сада для гостей, жителей, биологов, туристов в Кыргызстане.
По этой концепции здесь будут расположены несколько образовательных центров – входная группа, которая включает конференц-зал, библиотеку, классы для обучения, магазины для реализации продуктов Ботсада, выставочные павильоны. По плану также будет амфитеатр, где можно будет проводить различные встречи на разных уровнях с разной категорией посетителей. Также представлен интерактивный музей, в котором будут выставлены экспозиции нашего Ботсада и его истории. И интерактивные залы, где можно будет проводить выставки других заинтересованных лиц, которые хотели бы показать свои работы. А также представлены цветочные павильоны, зимний сад и класс под открытым небом для проведения различных встреч, в основном для образовательных центров.
Реализация этого проекта требует, конечно же, больших вложений. По предварительным подсчетам архитекторов, эта сумма составляет примерно 45 млн долларов. Но это предварительный расчет. Для того чтобы точно сказать, сколько будет стоить проект, каждый вид работы и каждый объект должен быть просчитан отдельно. Только тогда можно сказать о точной цифре, сколько это будет стоить.
— Кто заказчик и проектировщик эскиза?
— Заказчиком этого проекта выступал Ботсад. Эскиз разрабатывался еще с 2017 года и был утвержден в 2018 году в градостроительном совете мэрии. Проектировщиком выступала архитектурная студия Смирнова. Оплата была проведена через общественный фонд ЮСАИД.
Для реализации этого проекта нужны и бюджетные деньги, и спонсорские, и грантовые. Поэтому здесь мы должны искать источники для реализации этого проекта не только от бюджетного финансирования, но и внебюджетных. Для реализации именно этого проекта по улице Ахунбаева источник финансирования пока не определяли.
По результатам встречи президент Садыр Жапаров посетил и участок Ботсада по Горького, в частности посетил лабораторию цветочно-декоративных растений. Увидел нашу оранжерею, ознакомился с ее коллекцией, с результатами труда, которые там проводятся. Он предложил первым этапом реконструкцию всего Ботсада начать именно с этого участка. Я надеюсь, что в самое ближайшее время уже начнутся работы по реконструкции.
— Сколько времени займет реконструкция?
— Все зависит от финансирования и проектной документации, потому что она должна проходить определенные этапы обсуждения и утверждения. Все будет зависеть от этого.
Если будет полноценное финансирование и работа будет идти быстро, то, я думаю, в течение 2-2,5 месяцев мы сможем реконструировать территорию лаборатории цветочно-декоративных растений. Там не будет объемных строений, объем работы – это очистка территории от сорных кустарников, подготовка почвы, инфраструктура по освещению, ограждению, тротуары, аллеи, отдельным вопросом стоит строительство нового оранжерейно-тепличного комплекса площадью более 2000 кв.м. Существующая оранжерея занимает площадь в 550 кв.м. Коллекционный фонд ежегодно пополняется, нам нужно расширить оранжерею, чтобы мы могли полноценно показать нашим посетителям, какие растения у нас есть в коллекции и какая там работа проводится.
Реконструкция начнется с участка по Горького, затем на Ахунбаева. Это только эскиз генплана. ТЭО еще не готов.
— Президент сказал, что, если руководство Ботсада совместно с Академией наук не сможет ухаживать за Ботсадом, то можно за 5 секунд отобрать его у вас. Какова возможность этого?
— Я думаю, что он это сказал с целью подстегнуть нас лучше работать. И, я думаю, это он дает нам кредит доверия. Мы и раньше старались очень хорошо работать и развивать Ботсад, а с поддержкой президента и хорошим финансированием, я думаю, что мы будем работать еще лучше. Основные задачи, которые нужно решить в Ботсаду и, которые мы добиваемся – это полноценное финансирование и штатные единицы. Вот эти два столпа, которые будут влиять на судьбу Ботсада.
— Есть ли вероятность, что Ботсад превратится в парк?
— Парк – это общественная зона, открытая для всех. Там никаких научных исследований не ведется. Это просто зеленый участок для горожан, где, возможно, есть и развлекательно-увеселительные зоны.
Ботсад – это научное учреждение, занимающееся изучением растений, которые можно выращивать в Кыргызстане. Мы ведем эту работу на протяжении 85 лет, чтобы дать рекомендации, как правильно и какие растения сажать в населенных пунктах. Это очень важно.
Вторая задача Ботсада – сбор коллекций. Все растения растут в естественной среде – в природе. Мы собираем семена этих растений для того, чтобы сохранить их для будущего. Это есть сбор коллекций. Мы, сотрудничая с другими Ботсадами мира, еще и обмениваемся семенами для того, чтобы выполнить работу по глобальному сохранению растений. Все Ботсады мира работают в одном этом направлении. И поэтому превратить Ботсад в парк просто невозможно.
— Будет ли вход платным?
— Мы открыты. И Садыр Жапаров тоже это отметил, что Ботсад должен быть открыт для горожан. Но после улучшения условий в Ботсаду у нас посетителей будет намного меньше.
Во все Ботсады мира вход платный, за исключением некоторых. Есть два варианта оплаты: первый — при входе на территорию Ботсада. Это все-таки особо охраняемая территория. Второй вид оплаты – при экскурсиях. То есть посетители входят в специальные экспозиционные участки, которые требуют дополнительную работу на этом участке.
Есть Ботсады, которые не получают оплату за вход. Но зато вход на экспозиционные участки намного дороже. Например, в Алматы ботсад сейчас в очень хорошем состоянии, туда два года назад вложился сам президент. Вход туда 2 доллара. В Астане и Ташкенте также вход платный. Здесь все будет зависеть от условий, которые будут созданы для посетителей.
— Почему Ботсад в таком плачевном состоянии? Просили ли вы увеличить финансирование и штат работников?
— Мы этим занимаемся на протяжении последних 5 лет. Мы обращались во все структуры, в Минфин, Жогорку Кенеш, к президентам, премьер-министрам, чтобы нам увеличили бюджет, количество штатных единиц, чтобы привести Ботсад в порядок. Мы тоже хотим, чтобы здесь было очень красиво, уютно, презентабельно. Чтобы все, кто к нам приходил, уходил с большим удовлетворением от посещения. Все Ботсады мира являются одними из обязательных точек посещения туристов. Мы тоже этого хотим. И письменно, и устно обращались, и на всех встречах это озвучивали. И даже было принято несколько постановлений Жогорку Кенеша, чтобы увеличили наше финансирование. Но, к сожалению, этот пункт не исполняется. Имеем то, что имеем.
Но надеемся, что после посещения Ботсада президентом Кыргызстана, ситуация улучшится по финансированию, штатным единицам и по оказанию помощи нам. У нас есть специалисты, которые всю свою жизнь проработали здесь и всю свою деятельность, знания и опыт отдали Ботаническому саду, ботанической науке.
Почему к нам не приходит молодежь? Потому что у нас относительно низкая зарплата, оклады идут от 7040 сомов до 18300 сомов. В сегодняшних реалиях это маленькая сумма, чтобы обеспечить свою семью полноценно. Все зависит от финансирования.
— Каков бюджет Ботсада на 2023 год?
— На 2023 год из республиканского бюджета просили 153 млн сомов с учетом проекта реконструкции ирригационной системы, которая составила 115 млн сомов. Из этой суммы на 2023 год нам выделили всего 25 млн сомов. На ирригацию нам не выделили. Значит, по реконструкции ирригации мы ничего сделать не сможем. И не выделили дополнительно штатные единицы. Мы просили рабочих: агрономов, агротехников, инженеров, механиков и одного рабочего для заведующего питомниками.
— Как вы относитесь к присвоению Ботсаду имени президента?
— У нашего Ботсада уже есть имя. Это имя Энвера Закизьяновича Гареевва – доктора биологических наук. Он проработал в Ботсаду 28 лет, и это известный селекционер, плодовод не только в Кыргызстане, но и в мире.
Я думаю, что, возможно, это предложение было сказано на эмоциях. Но мы встретились с депутатом, который это предложил. Он ознакомился с нашими работами, достижениями и проблемами. И он ушел уже с другим взглядом о Ботсаде.
— Ведется ли статистика преступлений, совершенных на территории Ботсада?
— К сожалению, иногда они все-таки случаются на нашей территории. Все из-за того, что не можем добиться специальной охраны для территории Ботсада. Это уменьшило бы количество преступлений и были бы проведены профилактические работы, если бы на нашей территории или рядом с нами находился бы опорный пункт милиции. Об этом мы говорили и с руководителями Октябрьского РОВД и с представителями МВД. Если бы этот вопрос решился, конечно же, было бы хорошо.
— В 2014 году строительная фирма утверждала, что взяла в аренду на 49 лет землю в Ботсаду и продавала коттеджи. Были ли такие случаи еще?
— Ботсад является особо охраняемой территорией и государство предоставило его нам в бессрочное пользование. По закону мы землю в аренду сдавать не можем. Строительство на нашей территории идти не может. Сейчас нет никаких объектов, ни одна строительная компания ни на 1 год, ни на 49 лет землю в аренду не получала.
ВИДЕО В Бишкеке появится «Азиатский горный сад». Интервью с директором Ботсада
Источник: https://eco.akipress.org/news:1889241?from=portal&place=last