Неправительственные организации региона ВЕКЦА обсудили проблему раскрытия информации о химических веществах в пластике
Дискуссия прошла 15 апреля 2004 года в режиме онлайн. Основой для дискуссии стала презентация Ольги Сперанской о возможных способах фиксации международного обязательства государств о доступе к информации о химических веществах в пластике в будущем международном договоре о борьбе с загрязнением пластиком. Обсуждение вопроса доступа заинтересованных лиц к информации о составе продукции из пластика актуально в условиях предстоящей четвертой сессии межправительственного комитета по ведению переговоров по созданию международного юридически обязывающего договора о борьбе с загрязнением пластиком, которая пройдет с 23 по 29 апреля в Оттаве, Канада.
Прозрачность химической информации в материалах и товарах и ее прослеживаемость в индивидуальных изделиях являются основой для принятия обоснованных решений всеми заинтересованными сторонами, занятыми в производстве и использовании пластика. И прозрачность, и прослеживаемость — это ключевые подходы к ресурсоэффективной циркулярной экономике, которая должна быть свободна от вредных химических веществ.
Это видение было изложено в недавнем докладе, подготовленном исследователями из Норвегии и получившем название «Состояние науки о пластиковых химикатах». Согласно этому новому исследованию, в пластике используется более 16 000 химических веществ, из которых более 4000 признаны опасными. Однако информации об остальных почти 12 000 химических веществ недостаточно для того, чтобы доказать, являются ли они безвредными для человека и окружающей среды. В докладе делается вывод о том, что ни одна пластиковая продукция не является химически безопасной для человека, и обосновывается важность прозрачности химической идентификации материалов и товаров на протяжении всего жизненного цикла пластика.
В прошлом году аналогичное исследование содержания химических веществ в пластике было проведено ЮНЕП, По его результатам выпущен технический доклад, в котором отмечается, что в пластике содержится 13 000 химических веществ, четверть из которых – известные токсичные химические вещества.
Очевидно, что информация о химических веществах в пластике постоянно меняется. Не меняется только одно – крайне низкий уровень раскрытия этой информации.
В идеале полное раскрытие информации о химических веществах в пластике должно быть доступно для всех заинтересованных сторон, включая не только производителей пластиковых товаров, но также регулирующие органы, потребителей, продавцов товаров и переработчиков пластика. Регулирующим органам такая информация необходима для повышения эффективности действующего законодательства по химическим веществам, а также для принятия упреждающих регулирующих мер. Переработчикам отходов также необходима эта информация, чтобы исключить повторное использование опасных химических веществ в новых товарах из переработанных материалов, а также чтобы другие, даже безопасные для человека химические вещества, не влияли на процесс переработки. Кроме того, химические вещества, которые сегодня считаются безопасными, впоследствии могут быть переклассифицированы на основании новых научных данных.
Однако для начала, как минимум, всем заинтересованным сторонам необходимо иметь информацию о химических веществах, содержащихся в продукции, на основе опасных свойств таких химических веществ. Эти свойства были определенны в Программе СПМРХВ «Химические вещества в товарах», а именно, это такие вещества, которые являются стойкими, способными к бионакоплению и токсичными; они могут быть канцерогенами или мутагенами или которые негативно влияют на репродуктивную, эндокринную, иммунную или нервную системы. Вещества, которые обладают одним или несколькими из таких опасных свойств, должны быть приоритетными для раскрытия информации об их присутствии в товарах.
В ходе переговоров по новому глобальному договору по пластику некоторые страны пытались разработать критерии для химических веществ, которые должны быть включены в так называемый негативный список химических веществ, подлежащих строгому регулированию или запрету к использованию в пластике. Однако наличие такого списка недостаточно для обеспечения циркулярной экономики, свободной от вредных химических веществ.
Необходима прослеживаемость такой информации в отдельных материалах и изделиях. Во-первых, мы не знаем, какие вещества войдут в первоначальный список веществ для регулирования их использования в пластике. Например, в него могут войти только те вещества, которые уже запрещены на международном уровне, а их всего лишь около 4% от известных опасных химических веществ.
Не известно, будет ли первоначальный список негативных химических веществ в пластике включать все 4200 химических веществ, указанных в докладе Норвегии, или 3200 химических веществ, определенных ЮНЕП в 2023 году. В любом случае этот список должен быть живым, то есть он доложен быть открыт для включения дополнительных химических веществ для их контроля и запрета в пластике.
Однако не все химические вещества, которые войдут в первоначальный список опасных химических веществ для контроля их использования в пластике, могут быть немедленно запрещены или ограничены, поскольку промышленность утверждает, что хороших заменителей не существует. Таким образом, если эти химические вещества присутствуют в жизненном цикле пластикового материала, их необходимо отслеживать в отдельных пластиковых материалах и изделиях.
Кроме того, необходимо отслеживать уже запрещенные или строго ограниченные химические вещества в товарах, так как переработка содержащих их материалов и изделий приводит к повторного использования токсичных веществ в новой продукции, изготовленной из переработанных материалов. Почему это происходит? Потому что до сих пор не существует согласованного на глобальном уровне подхода к отслеживанию этих химических веществ в товарах на уровне существующих химических конвенций.
Дальнейшая дискуссия показала, что для стран региона ВЕКЦА проблема раскрытия и отслеживания информации о химических веществах в пластике стоит достаточно остро.
Национальная практика свидетельствует о том, что сектору переработки отходов, на который возлагаются большие надежды, необходима новая система отчетности. Основная проблема сейчас — отсутствие систем контроля входящего сырья в пунктах для переработки отходов. Без такого контроля невозможно утверждать о безопасности переработанной продукции.
Помимо внутригосударственных мер регулирования, внимания требует и регулирование за трансграничным перемещением таких отходов. Здесь важны не только региональные меры, но меры, согласованные на международном уровне. Для этого предлагается выстроить систему классификации отходов из пластика, например, на опасные и неопасные, либо придерживаться планомерного отказа от пластика и сокращать образование тех отходов, которые вызывают наибольшую обеспокоенность.
Важным аспектом признается и экологическое просвещение среди населения, особенно в труднодоступных районах. Эксперты региона также поделились результатами своих исследований на предмет выявления достоверности и полноты состава продукции из пластика, указанной на этикетках и заявленной производителем.
Презентация вебинара размещена на информационном вебсайте НПО ВЕКЦА по адресу: https://www.stoptoxicsineecca.com/вебинары
Рассылка «EECCA News on Chemical Safety».