Биолаборатория: пять аргументов против
В ходе саммита «большой восьмерки» в канадском городе Кананаскисе, состоявшегося в июне 2002 года, было объявлено о создании так называемого Глобального партнерства. Это были программы содействия в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Программы Глобального партнерства коснулись и строительства биологических лабораторий. Канада (член «большой восьмерки») предложила Киргизии подключиться к программе, и наша страна не сумела тогда достойно отказаться от выполнения чужих повесток дня.
Соглашение о строительстве биолаборатории было заключено бакиевскими чиновниками в тот год, когда политики и журналисты, имевшие собственное мнение, постоянно находились под угрозой физической расправы со стороны власти. Поэтому соглашение было подписано в полной тайне, лишь в прошлом году стали известны и текст, и имена тех, кто подписал его.
27 января 2011 года Тревор Смит, координатор канадской программы по строительству биологической лаборатории в Бишкеке, сообщил, что с 2008 года он приезжал в Кыргызстан более 26 раз, но с общественностью он встречался впервые!!! Встреча с нами была для него неприятным сюрпризом.
Спекуляций вокруг строительства и эксплуатации биолаборатории, прикрываемых громкими международными вывесками и названиями, много. Я старалась разобраться, что к чему, и пришла к выводу, что, помимо обычных рисков (коррупционных, например), существуют столь специфические, что всё меркнет перед ними. Эти обстоятельства убедили быть категорически против строительства биолаборатории в нашей стране.
Пять аргументов ПРОТИВ биолаборатории
1. Цепная реакция, или угроза природных стихийных бедствий, вызывающих техногенную катастрофу.
При строительстве АЭС «Фукусима-1» предусмотрительные во всех отношениях японцы не приняли во внимание риск одновременной двойной катастрофы: землетрясения и цунами, что привело к утечке радиации и вызвало необходимость переселения 380 тысяч людей, а сколько людей облучилось — еще точно неизвестно. Эта трагедия заставляет заново переосмысливать цену технического прогресса.
Место, где предполагается развернуть строительство биологической лаборатории в Бишкеке, — Ботанический сад, непосредственно соприкасается с районом Иссык-Атинского разлома. МЧС, объявив специальные (скорее всего, внеплановые — отголосье японских событий) учения по Чуйской долине, уже внесло в список возможных ЧП аварию в связи с утечкой ядовитых веществ. А биолаборатория, заметим, станет хранилищем штаммов особо опасных инфекций (чем не яд?).
18 марта 2010 года, в день учений, произошло реальное ЧП: ощутимое землетрясение магнитудой 4,5 балла с эпицентром в 10 км севернее города Кант. Живописать подробности возможных последствий в случае, если оно затронет биолабораторию, не стану. И так жизнь вокруг тяжела+
Территория всей нашей страны является сейсмоопасной зоной, и к этому факту необходимо относится со всей серьезностью и ответственностью за миллионы жизней наших граждан. С 2008 года Киргизия вступила в период активной сейсмики, который продлится лет двадцать.
2. Террористическая угроза
Канадцы (это условно, так как они могут выступать поручителями и других «благодетелей»), спонсоры возможного строительства биолаборатории, обосновывая решение о ее размещении в Киргизии, пишут, что она находится невдалеке от района террористических действий. От какого района? Что имеют в виду иностранные спонсоры? Кивок в сторону наших ближайших соседей и Афганистана?
По свидетельству специалистов, во время прошлогодних ошских событий пришло сообщение о возможной угрозе нападения на лабораторию, где также работают с опасными инфекциями. Никто не поспешил обеспечить ее безопасность. Границы страны до сих пор «незалатаны» и пестрят зияющими «дырами», через которые могут пройти бесконтрольно группы боевиков. Нельзя сбрасывать со счетов возможность действий и «внутренних» террористов. К тому же, революционные события 2010 года доказывают, что ни одно здание на территории страны не застраховано от попыток штурма и захвата.
3. Финансы, как известно, «поют романсы».
Канадцы выдают деньги лишь на строительство лаборатории, а на транспортные, водные и другие коммуникационные расходы Киргизия должна самостоятельно найти энную миллионную сумму в долларах. Бюджет 2011 года, как и последующих лет, очевидно, будет кряхтеть под «корзиной социальной ответственности». Пока такой статьи расходов на этот год в бюджете мы не нашли. Нехватка финансов на начальном этапе всегда приводит к удешевлению проекта, то есть снижению уровня нашей с вами защиты от опасностей соседства с биолабораторией.
Еще одно «но». Эксплуатация такой лаборатории требует ежегодно 400 тысяч долларов. Таких денег в бюджете на ближайшее десятилетие не предвидится. Тем более, в случае строительства биолаборатории ни одна из лабораторий, работающих с опасными инфекциями, не будет закрыта (то есть останется на «голодном пайке», что вновь увеличивает риски), а значит финансовая нагрузка на тощий кошелек государства будет только увеличиваться. Пускать на самоокупаемость подобный объект чревато многими рисками. Канадцы предлагают беспечным киргизским чиновникам заняться исключительно опасным «экспортом» штаммов инфекций, а это может привести к конфликтам, в том числе и межгосударственным, в условиях нашей и общемировой политической нестабильности.
4. Вне защиты закона, или правовое «бесправие».
При внимательном рассмотрении текста соглашения по биолаборатории, оказалось, что оно, в сущности, подобно соглашениям по Кумтору или по базе Ганси. Канадцы навязали, а киргизская сторона приняла на себя неравные обязательства. К тому же, киргизские граждане лишаются соглашением каких-либо прав на компенсацию ущерба здоровью, даже в случае смертельных исходов, не говоря уже о каком-либо материальном ущербе.
Канадцы пытаются уже сейчас умыть руки, заявляя что их обязательства ограничиваются лишь строительством. Ничего более этого не ждите от них. «Облагодетельствовали» нас и отошли в сторону. Но подобная правовая «бесхребетность» невольно провоцирует любого иностранного подрядчика на всевозможные злоупотребления. Такое безобразие уже случилось. Киргизская сторона лишь из Интернета (!) узнала, кого выбрали канадцы в качестве проектировщика и строителя. Все решили без нашего участия, но строить ведь будут на нашей земле!!!
5. Медицина не готова.
Мало того, что последние события в нашей стране показали отсутствие медицины катастроф. Наши врачи просто не имеют ни надлежащей квалификации, ни навыков, ни умений по излечиванию заразившихся сотрудников лаборатории или других жертв в случае возможной утечки штаммов опасных инфекций. Ведь речь идет о хранении и исследовании не только привычных для нашей страны вирусов, штаммов, но и из других регионов мира! По всей вероятности, не исключая «экзотику» из джунглей. Не будем упоминать о столь специфической проблеме, как захоронение останков возможных жертв в случае летальных исходов (лаборантку, погибшую в 2004 году в Новосибирске от вируса Эбола хоронили по специально разработанной технологии).
Предугадать заранее все, как показывает практика, невозможно. Но стараться изо всех сил избежать очевидных опаснейших рисков надо. Этому тоже учит японский опыт. А государство, не сумевшее защитить своих граждан, вынуждает идти их на самостоятельную защиту законных прав и интересов, что ведет к повышению социальной напряженности и протестам. Всего этого можно и нужно избежать одним способом. Отказаться от строительства биолаборатории. Раз и навсегда. Еще не поздно.
Анара Дауталиева,
председатель Общественного объединения «Таза Табигат»
24 марта 2011 г.