АКТУАЛЬНОЕ ПРОШЛОЕ
Предлагаем вашему вниманию серию философских статей Эмиль Джапаровича Шукурова.
Человек – единственное существо в мире, у которого есть история. Вернее, он настолько человек, насколько у него есть история. У всех живых и неживых объектов есть цепь событий прошлого, предшествующего и определяющего их сегодняшнее состояние. Но это не история, а прошлое во внечеловеческом мире – нечто неизменное и отсутствующее актуально.
Историю можно определить как актуальное прошлое, длящееся в настоящем и продолжающееся в будущем. Актуально оно тем, что вступает в активное взаимодействие с настоящим, определяя характер будущего. С этой точки зрения давность прошлого имеет меньшее значение, нежели актуальность, прочтение, осмысление, извлечение уроков или забвение, истинность или ложность. Прошлое является неотъемлемой частью настоящего, но оно неоднородно, неоднозначно, как неоднородно и неоднозначно настоящее. История – область смыслов, которая отсутствует вне человеческого общества. Обеднение, потеря и искажение смысла есть вырождение истории, и вместе с ней – человека и человеческого общества, человеческих отношений.
Событие может быть объективно ограниченным в пространстве, времени, по масштабу. Но его значение, его смысл раскрывается в позднейшей истории в зависимости от потенциала актуальности для настоящего и будущего. И этот потенциал определяется смыслами, выявленными или вложенными участниками исторического процесса. При этом одно и то же событие наполняется зачастую несовпадающими смыслами, которые меняют не только их содержание, но и границы. Историческое прошлое – область интерпретаций для настоящего. Поэтому история всегда неполна и неоднозначна, в отличие от событий, происшедших во внечеловеческом мире.
Есть в истории объективный пласт явлений, которые можно, в принципе, восстановить и представить с любой степенью точности. Но есть также пласты явлений, событий, принципиально не поддающихся однозначному толкованию. Событий, определяемых со-бытием разных смыслов, содержание и значимость которых раскрывается только в будущем и только в определенных обстоятельствах, условиях. Будущее нередко должно бывает дорасти до прошлого. В этом единство и специфика исторического процесса.
ИСТОРИЯ НЕ ЕСТЬ ПАМЯТЬ. История есть область смыслов и интерпретаций, в которых память играет вспомогательную, техническую роль. Настоящая история – это резервуар, а не дорога. Она дает силы двигаться дальше, но не указывает однозначно путь. И многое будет зависеть от того, берем ли мы то, что на поверхности и уже протухло, или черпаем из глубины, да еще добросовестно очищаем и обеззараживаем. Установление события лишь начало, первый шаг. Важно его осмысление, актуализация для настоящего и будущего.
История создает не только цепи событий, но и сети событий, определяющих единство исторического процесса для всего человечества. Еще большее основание всеобщности, единства исторического процесса создает сеть смыслов и интерпретаций. С этой точки зрения частная история (индивидуальная, конкретной общности, территории или периода) есть в достаточной степени условное выделение из общей неразрывной сети. Через смыслы на нашу историю воздействуют, ее формируют иные цепи событий, происходивших в иных временах и иных территориях. Более того, цепи событий вымышленных.
Возможность обнаружения смысла в событиях и процессах отнюдь не означает осмысленности истории как таковой. Могут быть осмыслены отдельные действия отдельных людей и групп, но само течение истории есть следствие взаимодействия разнонаправленных, разновекторных процессов, имеющих несовпадающие смыслы.
Возможно, существует иерархия процессов и событий, вытекающая из иерархии смыслов. Возможно, существуют исторические лакуны без смысла. Но в любом случае целостный исторический процесс невозможен без наполнения тем или иным смыслом (смыслами), который и задает ему, в конечном счете, определенное направление.
Можно предположить, что сам исторический процесс проходит эволюционное развитие от доистории, предистории, когда прошлое практически не отличалось от будущего и почти не было собственно исторического смысла, через фрагментарные и изолированные истории, когда начинают складываться механизмы формирования исторических смыслов, — к единому глобальному процессу, в котором в принципе могут участвовать все исторические смыслы всех эпох, народов и территорий. Возможно, исторический процесс будет поддаваться регуляции, но в любом случае, в принципиально ограниченных пределах. Ведь полная предсказуемость истории означает ее прекращение как процесса формирования будущего смыслами прошлого.