Животный мир служит человеку ценой своей жизни
Человек – разумное существо, хозяин на Земле. Животные, особенно домашние, служат ему, зависят от него. Человек должен быть добрым хозяином для них и не унижать себя бессмысленной жестокостью.
В. Фролова
Сегодня вдруг возникли мысли, и побежали, поскакали! В направлении – что для нас мир рогатых, пернатых, шерстяных братьев. И такой вот вырисовывается экскурс.
Рога! Из рога пили, в рог трубили во время охоты. Рога сохатого (лося) были главной честью сохи (сошником), веками служившей людям в обработке земли. А рог оленя, когда он ещё мягкий, содержит в себе целебное вещество пантокрин. Панты (рога) добывают в тайге охотники, либо срезают их у животных на специальных фермах. И ни за что ни про что страдают из-за своих выростов носороги. Тут польза от трофея мифическая, и это доказано медициной, но все равно зверей убивают – форма рога очень уж привлекательна для восточных мужчин, и они верят… и платят за эту веру большие деньги.
И кости животных всегда шли в дело – наконечник копья, строительный материал во времена охоты на мамонтов, костяная мука для добавки в корма домашним животным. А на Мещере в районе Святых озер нашли, возможно, самую древнюю флейту. Она была сделана из трубчатой кости оленя.Пойдем дальше. Шкура животных с давних времен – это одежда, обувка, шапка на голову, это подстилка под бок и одеяло, это покрывало для чума, обивка для лыж, помогающая охотнику легко ехать под гору и не дающая лыжам заднего хода, когда в гору он поднимается. И даже деньги когда-то были (на Руси) «кожаными». Их роль выполняли беличьи шкурки. Но постепенно люди поняли: нелепо ходить на ярмарку с кошелем шкурок, проще отрезать ушки. Денежная единица «полушка», упоминанье которой встречаем мы иногда в книгах, не что иное, как полушка (половина ушка), денежная единица более мелкая. «Кожаные деньги» — всего лишь страница истории, а вся её книга свидетельствует: меха животных, шерсть и пух остаются поныне ценнейшим даром природы – никакой искусственный воротник не может заменить меховой. Настоящая шуба – енотовая, легкая – лисья, заячья, не индевеющий капюшон – из росомашьего меха, самый теплый спальный мешок – из волчьего либо собачьего меха, самый красивый мех – соболиный, самый прочный – морской выдры (калана), а мехом речной выдры поныне народы Севера обшивают (для прочности) края одежды.
Зубы… Слоны из-за своих бивней страдали больше, чем от охотников за мясом. Плотная масса бивней – великолепный материал для бильярдных шаров и клавиш роялей. От спроса на этот продукт зависела судьба слонов на Земле. И если бы не пластмасса, сегодня африканских великанов мы видели бы лишь на картинках. Зуб медведя, по древней традиции, носят на шее как амулет, а зубом волка палехские мастера полируют свои шкатулки.
ЧТО там еще у животных… Перья! Не будем говорить о том, что известно всем – о подушках, перинах. Жесткие перья издавна шли на оснащение стрел, у индейцев – на украшение волос и одежды вождей племен. А сколько канцелярских бумаг и прекрасных поэтических строк написано гусиными перьями. (Россия в XIX веке была главным поставщиком гусиных перьев в Европу). Не какой-нибудь щеткой, а гусиным крылышком при огребании роя и чистке улья пользуется уважающий себя пчеловод. Мода у дам и рыцарей на страусиные перья едва не извела самую крупную из птиц на земле. То же самое могло произойти с цаплями из-за моды на их белоснежные перья, с крокодилами – из-за моды богатых людей иметь саквояжи и чемоданы из узорчатой прочной кожи. Черепахи на островах истреблены были на гребни красавицам, а моряки загружали «тортилами» трюмы парусников, чтобы иметь под рукой живые, не портящиеся консервы.
Что еще приспособил для нужд и прихотей своих человек, охотясь в разных местах Земли? Оленьи жилы всегда служили лучшими нитками в шитье одежды из меха. Тюлений жир освещал и отапливал жилье эскимоса. Лодку каяк он шил из шкуры моржа. Ребра китов в безлесных местах океанского побережья служили остовом для жилья, китовый ус шел на полозья для нарт, распускался на прочные нитки. Изощренный ум охотников Аляски упругие полосы китового уса приспособил для умертвления волков. Заостренные с двух концов спиральки уса облепляли тюленьим жиром, замораживали и разбрасывали в нужных местах. Жир в животе волка таял, ус, расплавляясь, убивал зверя.
А что такое шелк? Это бережно собранная, подобно паутине, нить насекомого-шелкопряда. Изделие бабочки по блеску и красоте не удалось превзойти химикам. Шелк остается шелком, окупается трудоемкий процесс его получения.
Тысячу лет крадет человек у пчел мед, воск и прополис, «доит» змей, получая целебный яд. В Южной Азии для гурманов собирают гнезда, слепленные ласточками из слюны. Повсеместно самых разных животных используют люди для получения молока, в том числе особо ценного на лосинных фермах. Из шкуры лососевых рыб туземцы Аляски шили ранее обувь. «Удобно, — пишет путешественник позапрошлого века Загоскин. — В пути, если вынудит обстановка, обувь можно поджарить и съесть». Барсучий жир, железы бобра и кабарги, медвежья желчь использовались в медицине и парфюмерии. Белок куриных яиц прибавляли в раствор, которым скрепляли кирпичных кладки крепостей и церквей.
Драгоценность прежних веков – жемчуг – это песчинка. Обросшая перламутровой массой в створках моллюска. Кое-кто ещё помнит перламутровые пуговицы, точенные из створок речных беззубок.
НЕМЫСЛИМО перечислить все, что использовал человек в своем быту, заимствуя у живой природы. Что означает выраженье «червленый щит»? Означает это, что щит воина имел красный цвет – краска добыта перетиранием насекомых под названием «червец». Желтую краску давала шелуха лука (вспомним пасхальные яйца), коричневую – кора ольхи. Кора ивовая и дубовая – источник дубильных веществ, береста – это деготь, материал для посуды, «шитья» индейских пирог, для плетения пестерей (заплечных мешков). А древесина березы – это лучина, сапожные гвозди. Соседка березы липа сотни лет обувала людей лесной зоны – из коры молодой липы плели недолговечную, но легкую и удобную обувь для лета.
Ежовые шкурки использовали когда-то для чесания шерсти. Заячьей лапкой бережно собирали пылинки золота на столе в таежной избе старателей. Словом «губка» мы называем пористую резину, которой трем тело в ванне. Между тем губка – это «скелет» животного, которым пользовались для тех же целей давно.
Или вот символы. В деревне масаев (Кения) глава общины приветствовал нас символом власти – хвостом зебры. Этой штуковиной он, правда, и мух отгонял, но, кроме старейшины, никому в деревне хвост зебры не полагалось иметь. Знак высшей власти в некоторых государствах Африки – накидка и шапочка из леопардовой шкуры. А монархи Европы предпочитали мантию из горностаевых (с черными хвостиками) шкурок.
Вот такая получается путаница. Животный мир служит человеку ценой своей жизни. Не пора ли менять положение? – И как?
Р.Н. Фактулина,
учитель химии-биологии,
сш№11 г.Таш-Кумыр
(по страница эко-бюллетеня «Голос Природы»
ОФ «Чинтамани» г.Таш-Кумыр)