КУЛЬТУРА ЕДИНСТВА С МИРОМ
Продолжаем серию статей профессора Эмиль Джапаровича Шукурова
Адам и Ева жили в раю культурного единства с миром. Они были частью мира и каждый был частью другого. Они не знали другого. Они жили другим. Другим, который был Я-Сам. И не был другим. И не было смерти. И была Жизнь. Жизнь не знает другого. Другое — от лукавого.
Другой появился, когда Адам и Ева вкусили плода от Древа Познания. И тогда появился ад разъединенного существования. И тогда появился другой. Появилось знание о другом как чуждом и чужом. И Я-Сам — другой, и иная тварь — другой. И появилась ложь. И появился срам. И появилась смерть. Культура слияния с Миром сменилась знанием своей особости.
Появился другой как объект. Объект моего знания, желания. Как объект, он всегда чужой и непознанный, а потому враждебный. На место гармонии слияния пришла вражда разъединения. На место восторга события – страх и тоска, отчаяние противостояния.
Знание порождает незнание. Неполное знание порождает заблуждение. Заблуждение порождает разъединение, противостояние. Появляется одиночество. Одиночество отъединенности от мира и одиночество эгоизма. Одиночество самоуничижения и одиночество гордыни.
Появляется множество лишних знаний, чувств, переживаний, желаний. Пустое существование отделенности заменяет полнокровную жизнь слияния.
Истина заменяет смысл.
Появляется порок как порождение разорванности существования и разорванность существования как порождение порока.
Знание отделило учение от Жизни. Пример, опыт Жизни заменены схоластикой мертвых знаний.
Человек не только разорван с миром, но фрагментирован изнутри. Он переносит свою внутреннюю неустроенность в мир общества и природы. Преодолеть разорванность можно только вернувшись в мир культуры и вернув в мир культуры единство с миром.
Принципиальная незавершенность, несовершенство познания мира становится оправданием противостояния с ним, собственного бессилия, пассивности, эгоизма, непорядочности. Знания порождают незнание. Незнание – бессилие и лукавство.
Культура не должна и не может быть сведена к знанию.
Знание и истина не есть смысл Жизни. У них нет собственного смысла. Их смысл в обслуживании культуры, как смысл культуры – в поддержании единства Жизни. Единство жизни человека и общества, единство жизни человека и природы.
Смысл культуры в преодолении отторжения человека от человека, человека от природы путем восстановления субьект-субьектных отношений.
Я могу стать самим собой, только став всеми другими.
Я могу стать самим собой, когда буду поглощен миром и растворю мир в себе.
Я смогу стать самим собой, когда стану творцом и хранителем Культуры, когда Культура станет творить меня и историю человечества, не противостоящего Жизни, всем живым существам.