Мир пернатых – практическая орнитология древних

Кыргызстан является одной из горных республик СНГ. Горный рельеф местности, резкие перепады высоты, наличие равнины и высокогорий на сравнительно небольшой территории, многочисленные водоемы и вечные ледники, обширные оазисы придают Киргизии живописный и своеобразный облик. В крае богато представлен мир животных, размещенный по природно-ландшафтным зонам с богатейшим по видовому составу растительным покровом. Хотя научное изучение фауны нашего края было начато еще в конце прошлого столетия, донаучные представления киргизов о пернатых долгое время оставались неисследованными. Кыргызы с древнейших времен хорошо знали поведение и образ жизни таких птиц, как чымчык — воробей, карга — ворона, сагызган – сорока, торгой – жаворонок, бодоно — перепелка, каз — гусь, ордок — утка и т. д. Знали они и ареалы обитания и гнездования тех или иных птиц. Например, в одной народной песне указывается, где можно увидеть сай сагызгана — болотную сороку:
Сай сагызган ээ эй
Сайда экенд
Болотная сорока
Живет в русле реки (ложбине).
Среди киргизов бытовала версия о том, что мясо этой птицы тонизирующее действует на организм человека. Один из афоризмов киргизов гласит:
Улуу тоого чыккан барбы,
Улардын-унун уккан барбы!
Кто восходил на вершину
высочайших гор,
Тот слышал голос улара!
В переносном смысле это значит: кому удалось подняться до высших духовных ступеней, тот сумел проникнуть в пределы наивысочайшей человеческой мудрости.
Древний народ хорошо знал поведение ловчих птиц, так как от этого знания зависел успех приручения их в охотничьих целях.
В изображениях наскальных памятников, выявленных на юге республики в заповедном урочище Саймалы-Таш (Вышитый камень), в Иссык-Кульской области и других местах встречаются все атрибуты охотничьего дела: борзые собаки, ловчие птицы, луки со стрелами, фитильные ружья и т. п. Это свидетельствует о большом значении охоты для быта киргизов в далеком прошлом.
Один из очевидцев жизни киргизов в прошлом веке отмечал: «Каракиргизы… особенные почитатели птичьей охоты и поэтому хорошие дрессировщики. Можно часто видеть на цепи ястребов и других птиц, специально дрессированных для охоты» . В качестве подтверждения приведем поэтическое высказывание, где образно подчеркнуто, для какой цели используются те или иные виды ловчих птиц:
Буркут таптасан тутшосун,
Айрылган жеринди бутойсун
Шумкар салсанн эргийсин
Жагалданып сергийсин.
Ителги баксан жанасын.
Кумарга чексиз канасыз.
Беркута дрессируешь —
Обогатишься, одежды обновишь.
Пустишь кречета на охоту —
Для вдохновения и отдыха своего.
Удовлетворишь душевные желания.
Объектами охоты ловчих птиц были: суусар – куница, кундуз – выдра, коён – заяц, каз – дикий гусь, турна — журавель, ордок — утка, кыргоол — фазан, улар — горная индейка, кекилик, чил – бородатая куропатка, жапайы тоок — дрофа, толко — лисица, элик — косуля, карыш-кыр — волк и др. В качестве ловчих птиц кыргызы использовали таких как ителги – болобан, ылаачык – сокол, сапсан, чуйлу—ястреб тетеревятник (самец), куш—ястреб-тетеревятник (самка), кыргый — ястреб перепелятник, турумтай – дробник, куйко — пустельга и боркот — беркут. Кыргызы-охотники считали, что среди ловчих птиц даже одного вида встречаются такие особи, которые отличаются от других силой, ловкостью, жизнестойкостью и другими важными для ловчих птиц качествами.
Киргизские охотники различали 13 видов ловчих птиц — кречет: байбактуу шумкар — кречет с заметными волосками на ногах, куйко шумкар (это очень ценная птица — в старину победителю какого-нибудь соревнования дарили 9 ловчих птиц, и возглавлял эту девятку именно куйко шумкар), казы шумкар — настоящий кречет, кара шумкар — кречет с черным оперением (очень трудно поддаётся дрессировке), таза шумкар — кречет чистый без примеси, мойноктуу шумкар — кречет со светло-серой отметиной на шее, и ак шумкар – белый кречет и другие.
Ак шумкары башкача
Канаттуунун учкулу
Айта берсем сабайт го,
Ак шумкардай канатым.
Белый кречет—особый,
Самый быстролетный среди птиц.
Когда я говорю, речь моя льется,
Как взмахи крыла белого кречета.
По преданию, шумкар возвращается с осенними заморозками и гнездится на неприступных скалах. Самка откладывает яйцо и якобы оставляет его на зиму, а высиживать начинает с наступлением весны. Однако эти представления не верны и с точки зрения физики и с точки зрения биологии. Холод разрушает и скорлупу, и белок яйца, находящийся в полужидком состоянии. Большинство пернатых (исклю¬чение составляют сорные куры) высиживают свои яйца сразу же после того, как снесут их – это закон биологии. В период высиживания яйцо обогревается птицами, его температура в среднем составляет 42 градуса по Цельсию и выше. Если в этот ответственный инкубационный период яйцо чуть-чуть остынет по какой-либо причине, то процесс развития зародыша нарушится, и птенец не вылупится. Кыргызы, видимо, рассуждали так: раз шумкар редко встречается и обладает такими выдающимися данными как ловчая птица, то и рождаться она должна не так, как другие пернатые.
Тынар – один из подвидов чуйлу или куша; в природе встречается — кара кашка тынар (с черной меткой на лбу) и кызыл кашка тынар (с красноватой меткой на голове), ылаачын-кара ылаачын, тоо ылаачын (подвиды сокола-сапсана) и куу-кумпай (самая бесстрашная из хищных птиц, по силе и ловкости превосходит беркута, в природе встречается очень редко.
В народе есть легенда о куу-кумпае. Ителги и беркут враждовали, так как беркут часто поедал птенцов ителги, когда родители отсутствовали. Однажды в небе послышался плач ителги, увидевшей, что беркут поедает птенцов из ее гнезда. Люди, живущие в горах, заметили, это ителги, немного поклокотав, улетела в сторону высокой скалы. Не прошло и времени, за которое можно чай вскипятить, как в небе послышался сильный свистящий звук. Когда люди посмотрели вверх, то увидели птицу величиной с кулак. Она облетела вокруг обидчика, произошла стремительная схватка, незаметная для глаз человека, и беркут пал камнем на землю. Когда люди подошли к нему, то увидели, что хищник убит наповал — у него было перерезано горло. Люди сказали: «Куу-кампай деген ушул. Ителгинин очун алып берген тура — Это есть знаменитый куу-кумпай. Он справедливо отомстил беркуту за ителги».
Здесь уместно привести строки из киргизского фольклора, которые метко подчеркивают характерные черты хищных и промысловых пернатых:
Буркуттой тектуу
Шумкардай эптуу
Ителгидей кектуу
Бодонодой эттуу
Сагызгандай шектуу
Родовитый, как беркут,
Ловкий, как кречет,
Мстительный, как сокол-сапсан,
Мясистый, как перепел,
Чуткий, как сорока.

Али Аскар Бойбосунов (1934 г. р.) – кандидат биологических наук, автор книг: «Природа и человек», «Физиологические исследования гемодинамики методом реографии» и около 60 научных статей по проблемам прогноза землетрясений, охраны окружающей среды, философии, эмпирических знаний кыргызов о природе.

Вам может также понравиться...