Сохранение природного и культурного многообразия

Эмиль Шукуров, руководитель Экологического движения «Алейне», профессор, доктор географических наук

Традиционные народы жили на основе тра­диций, прежде всего, таких, как система табу, которые не объясняются, но выполняются. Система запретов, предписаний, табу, предпочтении, отрицательных отношений – все это выстроилось не на основе знаний, а на основе культуры. Это была культура пред­почтений,  которая дальше оформлялась в мифы, сказки, притчи, различные формы устного творчества. Все формы культуры, которые возникли, через эмоциональные сферы организовывали человеческое восприятие и человеческое поведение.

У кыргызов можно видеть, что вся  культура, язык, обычаи, традиции и т.д. — все привязано к определенной среде, к определенному образу жизни, а именно — к кочевому образу жизни, к жизни в среде, где главным источником быто­вания является скот и кочевое скотоводство. Главной задачей при этом, осознанно или не­осознанно, было неистощителыное использо­вание пастбищ. В эту культуру, традиции были вмонтированы очень многие предписания и ограничения, связанные с взаимодействием с биологической средой. Поэтому биологи­ческое разнообразие нашло свое адекватное отражение в кочевой культуре, и кочевая куль­тура тоже была адекватна разнообразию, в ко­торую был включен кочевой народ.

Когда практически все кочевые народы ста­ли переходить и перешли к оседлому образу жизни, когда они под влиянием глобализации стали терять свои традиции и культуру, остро встала проблема исчезновения биокультурного разнообразия. Это грозит не только существованию  самих традиционных народов, но и существованию человечества в целом, потому что западная цивилизация или китайская цивилизация при всем своем могуществе, это всего лишь один из способов восприятия мира. Должно существовать огромное количество способов восприятия мира, чтобы вместе, во всей совокупности человечество соответство­вало этому миру. Это слишком сложный мир, чтобы каким-то одним способом или одним языком мир постичь и соответствовать ему.

Традиционное знание не может быть замене­но законами, т.к. законы больше преследуют политические и экономические цели. Гово­рить о возрождении традиций и традицион­ной культуры бесполезно и бессмысленно, если мы не будем восстанавливать механиз­мы, те социальные структуры, которые позво­ляли нормально функционировать традици­онным знаниям и способам их трансляции и передачи.

 

Культура сегодня — синоним развлечения. А жизнь заменяется потреблением, нам навязывается культ потребления и сверх­потребления. Современный мир направляется политиками сузким горизонтом. Обычно сред­ний горизонт у политика — 5 лет. У экономики такой же примерно срок. Поэтому надо прила­гать усилия, чтобы хоть какая-то часть пришла в себя и поняла, что тот мир, который строит современная экономика, политика, жульническая финансовая система не соответствует ни самому человеку, ни той природной среде, в которой он находится. Нужно что-то делать.

Один из путей — возрождение традиций, но не такое, при котором, как некоторые понимают, надо надеть ак калпак, есть беш-бармак и взять в руки камчу. Это не возрождение, а чистая показуха. Надо возрождать дух соответствия своему человеческому назначению, той при­родной среде, в которой ты находишься. Здесь надо работать именно через культуру, а мы пы­таемся работать только через знания, это не­правильно и недостаточно.

 

Инициативы партнеров Фонда Кристенсена в Кыргызстане 2013

Вам может также понравиться...