УПРОЩЕНИЕ СМЕРТИ ПОДОБНО

Э.Дж.Шукуров

Мы живем в упрощающемся мире. Более того, в мире, становящимся все более примитивным. Что же в этом плохого? А в том, что хорошее в таком мире становится все более худшим. Идет замена жизни вырождением. Ведь худшее препятствует возвращению, возрождению  хорошего.

В наших горах в ушедшем веке в некоторых местах травы укрывали с головой всадника. Дикий зверь был постоянным соседом человеку. Теперь опустошенные пространства забыли изобилие цветов, бабочек и птичьих песен. Как забыли они подлинно народные праздники и мелодии.

А зачем нам это? У нас зато есть экономика и политика, попса и порно, жвачка и кола.

Принцип жизни – быть полезным друг другу заменен принципом рынка – получать выгоду за счет других. Мы оглушены, развращены, низведены до безвкусицы и отупения наглой навязчивой рекламой. Герои экрана и новостей не творцы и труженики, не добрые счастливые семьи и учителя, а преступники и потерявшие человеческие ориентиры деляги и прочий сброд. Экономика и политика, сами по себе необходимые, но ставшие работать сами на себя, примитивизируют общество, поскольку из средства обслуживания интересов людей превращаются в средство манипулирования ими.

Мы погружаемся во мрак бескультурья.

Экономика и политика, при всей своей важности и необходимости, когда выходят за рамки своей компетенции, наносят серьезный ущерб обществу, извращая сам смысл его существования. В некотором смысле порождением гипертрофии экономики и политики становится преступность и ее «цивилизованная» разновидность – финансовые махинации.

Человек вышел из природы, приобретя новый механизм управления своим поведением – культуру. По своей сложности и потенциалу она оказалась равномощной миру природы и общества. Многие ее стороны оставались и остаются до сих пор за пределами понимания самого человека. Она есть тот дух, который вдохнул в уста первочеловека Создатель. Человек перестал быть животным. Он стал творцом собственной судьбы и ответственным за все, что делает и не делает.

Многообразие культур стало условием выживания человека в многообразном мире. Ибо ни одна культура, сколь бы она ни была совершенна, не в состоянии включить в себя все. И другим условием было взаимодействие культур, в ходе которого бесценный этнический опыт становился достоянием всего человечества.

И культура управляла поведением человека, возвышая его душу, делая богатым, в первую очередь, его внутренний духовный мир. Это для современного цивилизованного дикаря музыка и картинки – лишь средство развлечения. Всю историю человечества они были и остаются средствами постижения мира внешнего и внутреннего, средствами внесловесными, но не менее значимыми, чем словесные. Собственно, поэзия – это тоже попытка выйти за пределы чисто словесного постижения. И этическое, эстетическое отношение к миру, которое было характерно для наших предков, не менее, если не более значимо для построения гармоничных отношений с миром, нежели рациональное, которое господствует в современной цивилизации.

Современная машинная цивилизация строится на машинной рациональности для машин. Она стала анти-жизнью и в действительности стремительно разрушает, сокращает жизнь на планете и обедняет подлинное содержание жизни людей.

С точки зрения рассудка, культура – самый непродуктивный и бестолковый инструмент управления. Она не умеет отбрасывать «лишнее» при рассмотрении конкретной задачи, она даже не всегда в состоянии наметить цель, достижимую в данной ситуации. Куда более эффективны как орудия управления экономика и политика. А еще более эффективна армия. Ну, насчет армии не все согласятся. Да и эффективно армейское управление в слишком узкой сфере. Вот экономика и политика – другое дело. Годятся на все случаи жизни.

Ошибаетесь. Не на все случаи жизни. А только на те случаи, где нет жизни.

Никакая экономика, никакая политика не имеют никакого оправдания, если они не обеспечивают процветания культуры и природы в стране. Вырождение начинается с утраты ориентиров. А потом уже утрата ориентиров становится следствием вырождения.

Конечно, можно согласиться, что экономика и политика проще культуры. Но в том, что они ее эффективнее для достижения подлинного благополучия – категорически нет. Потому что благополучие вне культуры и здоровой природы просто подмена понятий.

Ну, какое нам дело до тенистых лесов, замещенных травами, до разнообразных роскошных трав, замешенных унылым однообразием сорняков и колючек, до теке и архаров, до марала и барса. Своих забот хватает. Тут то мы и попались. Убогое представление о благополучии – следствие убогого правления. Экономика и политика – отнюдь не самые духовно и интеллектуально богатые сферы деятельности людей. И когда они вытесняют все иное, мир становится однообразно бездуховным и скучным. Вместо высокой культуры – пошлые развлечения и гламур, материальные блага и власть – выше совести и сострадания, ближняя выгода для себя важнее ущерба и страданий для других.

Тем более, если эти другие – не люди а «просто» иные живые существа, соседи по планете. Пусть нам не врут, что современные экономика и политика опираются на науку. Наукой давно доказано, что условия жизни на планете в целом и в каждом отдельном месте создаются живыми существами, организованными в экосистемы и всей совокупностью живой природы, организованной в земную биосферу. И создание Жизни —  это огромный, не прерывающийся ни на мгновение труд мириад живых существ, принадлежащих миллионам видов, это сверх-сверхсложное  производство, которое не может ни при  каких обстоятельствах хоть как-нибудь заменить, возместить вся современная экономика и которое не подчиняется ни одной политической силе. Современные экономика и политика получают совершенно даром самое необходимое и незаменимое, что только есть в этом мире, но не только совершенно этого не ценят, но делает все, чтобы разграбить, разрушить сами основы существования человека. И после этого мы можем им доверять?

К сожалению, дело обстоит значительно хуже. Подавляющее большинство человечества согласно не только жить за счет природы, но и вообще жить вместо природы.

Но то, что простительно большинству человечества, непростительно экономике и политике. В отличие от большинства обывателей они должны знать и иметь ответственность. Раз уж взялись управлять. По отношению к лицам, принимающим решение в сфере экономики и политики незнание экологических законов не только не освобождает от ответственности, но должно служить основанием для ужесточения наказаний при нанесении ущерба живой природе. Какое может быть снисхождение к уничтожающим жизнь якобы «по незнанию», якобы «по неосторожности»?!…

То, что творят дельцы от политики и экономики с природой, они творят и с обществом. Когда творения культуры становятся предметом интереса только специалистов и узкого круга, а большей частью рассматриваются как предмет купли-продажи, когда образование в развале, когда ценностью считается только то, что можно купить, отобрать или украсть, мы погружаемся в мутное однообразие. Мы уже не живем полноценной жизнью. И мы соглашаемся с тем, что на наших глазах и при нашем участии упрощается, деградирует наша духовная жизнь, упрощается, деградирует жизнь природы.. Человек и общество, допускающие деградацию природы, неизбежно деградируют сами.

Мы не отдаем себе отчета, что и для нас, и для природы упрощение не просто смерти подобно. Оно и есть смерть. Но об этом в другой раз.

Вам может также понравиться...