Этическое потребление — ответ хлопковому рабству
Сознательное потребление, отказ от вещей, при производстве которых нарушались права людей и загрязнялась окружающая среда — единственная возможность вызволить детей Узбекистана из хлопкового рабства, таков вывод дискуссии, состоявшейся в Дюссельдорфе об аморальной стороне моды.
Хлопковая индустрия Узбекистана, ввергшая в рабство треть населения 28-миллионной страны, без оглядки на их возраст и желание быть частью этой отрасли, стала самым вопиющим примером эксплуатации человеческих и природных ресурсов в погоне за скорой наживой в масштабах планеты.
Ни на одном другом континенте, будь то Африка или Латинская Америка, или стране, как Индия, Бангладеш или Пакистан, тоже с социальными проблемами и масштабной бедностью, по словам экспертов, собравшихся 3 декабря в Департаменте дизайна в немецком Дюссельдорфе, ситуация не является столь плачевной и безысходной, как в Узбекистане.
Проблема в том, рассказала собравшимся на дискуссии в Дюссельдорфе журналист Галима Бухарбаева (главред “Uznews.net”), что власти Узбекистана, пятого производителя и третьего экспортера хлопка в мире, убеждены, что народ и богатства страны являются их собственностью.
Без угрызений совести и каких-либо сомнений на этот счет президент Ислам Каримов, его семья и ближайшее окружение продолжают незаконно управлять страной и единолично распоряжаться, как ее природными ресурсами, так и населением, от мала до велика.
О том, какие доходы имеет Каримов и его семья от бесконтрольного присвоения богатств страны, можно судить по королевской роскоши, в которой купаются его две дочери — Гульнара и Лола, которым стали по карману многие западные звезды шоу-бизнеса и спорта.
“Кто оплачивает их счета? — вся страна”, — сказала журналистка.
Экологическая катастрофа, разразившаяся в регионе Приаралья из-за высыхания Аральского моря; 1,4 млн. гектаров земли, отданные под хлопководство, и поэтому ежегодно получающие губительные дозы химических удобрений; потребление 56% объемов региональных вод, 60% которых даже не доходит до полей из-за прохудившейся ирригационной системы — цена, которую платит природа Узбекистана и всего региона Центральной Азии за узбекский хлопок.
Для описания же положения людей, вовлеченных в производство хлопка, лучше всего подходит слово — рабство, продолжила свое выступление Бухарбаева. Около трех миллионов детей и вдвое большее число взрослых ежегодно производят для правителей страны товар стоимостью один миллиард долларов, сами же при этом с трудом сводят концы с концами.
Дважды в год дети и подростки страны, кроме тех, кто живет в столице Ташкенте, вынуждены покидать школы, колледжи и вузы — весной для прополки и осенью для сбора хлопка. У них нет возможности отказаться от этого рабского труда. У государства, наплевавшего на их детство и будущее, есть уйма силовых ресурсов, чтобы вернуть бунтарей в поле.
Если узбекского фермера не избили или не похоронили живьем, что недавно чуть не сделал с одним дехканином в Джизакской области представитель Кабмина Уктам Турсунов, считай, что земледельцу крупно повезло. О доходах, даже не спрашивайте, люди давно выращивают хлопок бесплатно, лишь бы власти позволили им иметь небольшой огород рядом с полем, чтобы не помереть с голода, рассказала немецкой публике Бухарбаева.
При этом, по словам журналистки, Германия была и остается постоянным хлопковым клиентом Узбекистана. По данным Бременской хлопковой биржи, поставки узбекского хлопка в Германию не прекращались даже в 2005 году, когда после Андижанской бойни Ташкент приостановил торговлю с европейскими фирмами, опасаясь санкций — замораживания счетов узбекских компаний в Европе.
На сегодняшний день Узбекистан является третьим поставщиком хлопка в Германию, после Израиля и США, ежегодно продавая там около 10 тысяч тонн хлопка. Часть сырья остается немецким производителям, часть перепродается в другие страны Европы, сообщает Бременская хлопковая биржа.
Как быть в такой ситуации, как помочь детям и фермерам в Узбекистане?
Британские дизайнеры за био-хлопок; EJF
Категорический отказ от использования узбекского хлопка до прекращения нарушений прав человека и насилия над окружающей средой — единственное решение на сегодняшний день, убеждена Бухарбаева.
По словам журналистки, люди в Узбекистане не могут сами противостоять режиму, за которым стоит армия силовиков-насильников, способных скрутить в бараний рог любого смельчака — кровавая бойня в Андижане 13 мая 2005 года тому доказательство.
Граждане Узбекистана не могут ждать помощи и от правительств западных стран, вовсю сотрудничающих с “ханом” Каримовым из-за проклятой афганской войны.
Но граждане стран Европы и США, главные потребители мирового текстиля, могут и имеют возможность повлиять на ситуацию в Узбекистане, став более сознательными потребителями, интересующимися, какой ценой был добыт и произведен оказавшийся на полках их магазинов товар.
Как это сделала немецкая компания “C&A”, производящая недорогую модную одежду. С 2008 года она отказывается от использования узбекского хлопка, наряду с несколькими другими европейскими и американскими фирмами, из-за проблемы детского труда в хлопководстве Узбекистана.
Сознательное потребление в Германии и других странах Запада, наряду с посильной помощью фермерам в Африке, Латинской Америке и в Азии, где выращивают хлопок, нанося урон природе или отрывая детей от учебы, — выход, за который ратует известная немецкая благотворительная организация “Welthungerhilfe”, помогающая бороться с голодом в бедных странах.
Президент этой организации, бывший мэр города Бонна Барбель Дикман (Barbel Dieckmann) рассказала на дискуссии, как она и ее коллеги пытаются помочь фермерам в Африке, предоставляя им техническую помощь и стимулируя выращивание био-хлопка, то есть, не использовать при его производстве химические удобрения.
Кроме того, фермерам оказывается помощь для отказа от использования детского труда, детей заменяют машины, а освободившаяся ребятня идет в школы, открытые в их деревнях зачастую тоже с помощью благотворительных организаций.
Но, как призналась Дикман, в Африке ситуация отличается от узбекского случая. Картина работающих на полях африканских детей говорит о крайней бедности их семей и даже отсутствии школ, где ребята могли бы учиться. В Узбекистане же детей заставляют идти работать в сопровождении учителей и милиции, вопреки их воле и воле их родителей.
Стимулировать узбекских фермеров выращивать био-хлопок, добавила Бухарбаева, пока еще бессмысленно, так как они не могут принимать самостоятельные решения. Заключить, к примеру, договор с фирмой в Германии, производящей одежду из органического хлопка, согласную закупать в Узбекистане более дорогое био-сырье.
Большой борец в Германии за экологический хлопок, автор книги о сознательном потреблении “зеленой продукции” доктор Кирстен Бродде (Kirsten Brodde), высказалась за начало кампании в Германии, призывающей каждого производителя одежды дополнять этикетки на товарах информацией, что при его производстве не использовался детский труд и не загрязнялась окружающая среда.
По словам Бродде, люди в развитых странах потребляют больше, чем им нужно. Покупают тонны одежды, техники, которую выбрасывают на мусорку, как только появляются новые модели или меняется мода.
А какое количество ресурсов, энергии было потрачено на их производство. В случае же с Узбекистаном — огромные потребительские аппетиты на Западе стали ключом узбекскому правительству к беспроигрышной наживе — если не Европа, так Китай купит их хлопок.
Но радует то, что менталитет потребителей в Европе начинает потихоньку меняться. Люди уже думают о том, что они едят, и начинают думать о том, что они носят.
В Германии появилась не одна компания, производящая одежду из био-хлопка, который начали выращивать, увидев появившийся спрос, фермеры в Латинской Америке
Гульнара, подруга из «Шопард» и новое кольцо
и Африке. Та же тенденция наблюдается в других странах Европы, где молодые дизайнеры думают не только о красоте своих коллекций, но и о будущем планеты и о правах людей в далеких от них странах.
Самую большую известность получила датская фирма “Noir”, ставшая лицом экологической и этической моды, прорвавшейся на подмостки большой моды. Наряду с ней с био-сырьем работают голландцы, шведы, англичане и другие европейские дизайнеры, начинающие постепенно влиять на сознательность граждан своих стран.
Да, био-одежда всегда дороже, согласилась с вопросом из зала доктор Бродде. Но потребители в Европе зачастую покупают больше чем им нужно. Начав думать о своей ответственности в спасении экологии планеты, вы можете купить не две майки, а одну, но вы почувствуете, что сделали что-то для природы и других людей, фермеров, которые теперь получат что-то за свою работу, посоветовала Бродде.
Другим выходом, по ее словам, мог бы стать обмен одеждой. Группа друзей, если им наскучила их одежда, могли бы обмениваться друг с другом, чем бежать в магазин за обновкой.
По словам еще одного борца за этическую моду из Нидерландов, на складах в его стране скопилась ненужная ношенная одежда, равная по объему четырехлетнему потреблению вещей всем населением Голландии. “Чтобы ее утилизовать, нужны огромные ресурсы, а сколько было потрачено на ее производство! Нам всем стоит меньше потреблять”, — говорит парень.
Граждане Великобритании сегодня обсуждают права кур, продаваемых в продуктовых магазинах. Людей начал возмущать тот факт, что куры стоят всего два фунта. “Какую жалкую жизнь были вынуждены влачить эти куры, если они стоят всего два фунта”, — сетуют сердобольные британцы.
Если жителей Европы могут волновать права кур, то права детей в Узбекистане должны стать темой для дискуссии в Британии и других странах Европы.
Просто до европейской публики нужно донести информацию о том, что их пижама, возможно, стала причиной, почему ребенок в Узбекистане вместо учебы мерз в хлопковом поле и обдирал свои ручки о колючие ветки хлопчатника, а фермеры не получили ничего за свой труд, подытожили дискуссию ее участники.
http://uznews.net/news_single.php?lng=ru&sub=hot&cid=2&nid=12291