Пастбища Сон-Куля нуждаются в устойчивом управлении!
В Кыргызстане жить становится все труднее. Люди в городах заняты в основном в неформальном секторе экономики, либо выживают за счет переводов мигрантов. А люди из сел ищут работу не только за пределами своей страны, но и своей страны. Есть еще один способ выживания – заниматься животноводством.
Как известно, кыргызы исторически до 1920 года были кочевниками. Потом они стали вести оседлый образ жизни. Но с наступлением теплого времени года на джайлоо, то есть на горном пастбище, и по сей день многие кыргызские семьи живут натуральным хозяйством, экономика этих хозяйств направлена на внутреннее самообеспечение.
Чабаны отправляются на летние пастбища вместе со своими стадами овец, коров, лошадей, где живут в юртах и палатках. В мае они перебираются на весенние пастбища, которые расположены не так высоко, а в июле-августе — на высокогорные пастбища.
Пастбища — вид сельскохозяйственных угодий, покрытых травянистой растительностью, используемых в виде подножного корма для выпаса скота и в иных целях, отраженных в земельно-учетных данных.
В Нарыне они расположены обычно на высоте 2500-3200 м над уровнем моря. Самым знаменитым из них является Сон-Кульское джайлоо с высокогорным озером на высоте 3018 м над уровнем моря. Это высокогорное озеро является самым крупным пресноводным водоемом в Кыргызской Республике, расположенное в пределах внутреннего Тянь-Шаня в 90 км к северо-западу от областного центра города Нарын.
«С незапамятных времен долина, в которой расположено озеро Сон-Куль, была известна как пастбище, где холмы покрыты густой и сочной травой. Сезон выпаса скота здесь длится от 3 до 4 месяцев в году с июня по сентябрь. Срок стравливания травостоя в основном совпадает со временем активной вегетации растений, когда они дают наибольшую продуктивность кормов и содержат максимальное количество питательных веществ», — говорит Медин Эшманбетов, потомственный чабан уже 40 лет, у которого еще дед здесь выпасал животных. Люди говорят, что он всегда первым через перевал Кара-Кече пригоняет сюда ежегодно 1 июня около 500 своих баранов и коз. А в начале октября последним снимается с места! По соседству с ним устанавливает свою юрту обычно Шамиль Орозобаев, тоже старейший чабан.
У 63-хлетней вдовы Айнуры Орозобаевой, которая 20 лет сама выпасает и доит коров, подросла смена — сын Бакыт. Еще будучи студентом юрфака КРСУ, Бакыт старался в конце мая досрочно сдать сессию и выехать на пастбище, чтобы выпасать там 350 баранов, 15 лошадей и 8 коров. Радует, что молодые люди являются продолжателями дела своих отцов.
«На Сон-Кульском джайлоо выпасают свой скот чабаны Джумгальского, Ак-Талинского, Нарынского и Кочкорского районов. Здешние пастбища охватывают площадь в 108 тысяч га. В настоящее время здесь преобладают мясошерстное животноводство и молочное скотоводство. Сезон выпаса скота на пастбищах Сон-Куля как раз совпадает с самым лучшим сезоном для туристов,- рассказывает Бакыт,- Фермеры способны обеспечить туристов лошадьми напрокат для популярных здесь конных туров под руководством специалистов – конников, а также мясом, молоком и молочными продуктами, кумысом, сыром».
На джайлоо туристов привлекают горные реки, изобилие цветов и, самое главное, именно теплый прием в чабанских семьях. Все большее число гостей желает ближе познакомиться с кыргызским национальным укладом жизни, понять и принять другое понимание жизни и самого времени жителями сельской местности, как часть их культуры. На Сон-Куле стоят обычно юрты, специально установленные туроператорами для приема туристов. Обычно иностранные туристы проводят на джайлоо две ночи для лучшей адаптации в чабанской семье, готовой принять гостей, обеспечить транспортом, лошадьми и т.д. (цены на проживание у чабанов установлены самими семьями чабанов).
И тогда у туристов будет целых 3 дня для катания на лошадях, осликах, яках, верблюдах; для знакомства с национальными песнями и играми, любования ландшафтом, где пасутся стада баранов, лошадей, скота, а главное, для понимания непростой чабанской жизни. Интересны и маршруты к культовым местам Манас Ордо, древним захоронениям, каменным изваяниям – балбалам. Не зря входит Сон-Куль в топ-10 достопримечательностей страны.
«Озеро Сон-Куль окружено заснеженными горными пиками, скрыто от глаз в плоской, подобно пластине, долине. И когда лежишь под открытым небом на берегу озера, это создает ощущение, будто ты можешь коснуться рукой звезд», — так написал в своей книге Сергей Дудашвили, директор турфирмы «Горы Азии». А вечером, когда в горах становится холодно, либо идут грозовые дожди — нередкое здесь явление, хорошо провести незабываемый вечер с народными песнями в юрте. Как же хорошо сидеть у «буржуйки», установленной внутри юрты, под звуки непогоды на улице!
Многие жены чабанов любят петь народные песни. И так хочется через кыргызские мелодии понять душу кыргызского народа!
И мало кто задумывается о том, что этот отдых уже очень скоро может стать недоступным! Потому что при неграмотном выпасе плодородный слой пастбищ быстро истончается, ветер уносит его. Деградация — налицо.
Рахатом Сабирбековым, старшим преподавателем департамента экономики АУЦА, и Алмазом Абдиевым (Кыргызская Республика, Отдел Кадастра) при поддержке со стороны Инициативы ЭДЗ и КГМИСХ было проведено в 2016 году исследование. Оно показало, что хозяйственное состояние пастбищ является неудовлетворительным. То есть при нынешней практике землепользования в результате чрезмерного выпаса скота происходит рост деградации земельных ресурсов с распространением непищевых трав. Это ведет к ежегодному сокращению продуктивности пастбищ в размере 2,5%.
Уже сегодня дают о себе знать первые «звоночки» этой проблемы: чабаны, выпасающие свой скот на пастбищах Сон-Куля, начали «делить» пастбище. Так, джумгальцы возмущены тем, что они сами с трудом умещают свой скот на джайлоо, а сюда пригоняют животных на выпас еще и с других районов! Это уже вылилось в драку между чабанами из Джумгала и Кочкора. Около сорока кочкорских пастухов, перегонявших скот на джайлоо, не смогли его там разместить, и некоторые были вынуждены отправиться в обратный путь со своими стадами. А власти Кочкорского района заявляют об аренде земли у Джумгальского района до 2020 года. «В этом 2018 году на Сон-Куле животные не набрали массу. Если наши собственные отары не помещаются на джайлоо, зачем нам другие?- возмущены джумгальцы,- К тому же кочкорцы пришли с прожорливыми яками, это буквально разоряет пастбище».
Народ недоволен. Пастухам двух районов не удается найти компромисс в вопросе выпаса скота. «Вопрос деградации и опустынивания земель на Сон-Куле является актуальной проблемой, которая создает угрозу не только экосистеме, но негативно сказывается также на жизненном уровне населения и экономическом развитии, например, на том же туризме. В настоящее время люди ради собственной выгоды не обращают на это внимание. Такими темпами через 5 лет положение жителей этой местности будет тяжелым»,- говорит Рахат Сабирбеков. Положительные изменения в управлении пастбищами возле озера Сон-Куль принесут, по оценкам исследователей, $ 19,2 млн в течение 10 лет. И наоборот, столько же миллионов долларов потеряет Кыргызстан в ближайшее десятилетие, если не начать уже сейчас спасать пастбище».
Ветврач Максим Чешев так об этом говорит: «Нынче на селе скот- самая конвертируемая валюта. Вот все и стремятся держать побольше домашнего скота, совершенно не задумываясь о последствиях для пастбищных угодий. Так как на селе часто нет работы, люди выживают за счет скотины: за лето откармливают быков, чтобы продавать, когда они подрастут и вес наберут; получают молоко и готовят из него сметану, творог, масло, курут; доят кобыл и занимаются приготовлением и продажей кумыса. Главное — здесь и сейчас прожить, заработать, чтобы собрать детей в школу, скопить денег на зимний период!»
Максат Молдогазиев, Глава Кара-Суйского АО Кочкорского района Нарынской области полностью согласен с мнением ветврача. Он так характеризует создавшуюся ситуацию: «Сегодня в отдаленных селах нет никаких производств, селекционная работа тоже приостановилась после распада колхозов и совхозов. Вот и занимаются люди тем, чем умеют: наращивают поголовье и занимаются его выпасом! Таким образом, животноводство становится способом выживания. Потому что многие сельчане просто переходят на натуральное хозяйство».
Кылыч Темиралиев, начальник ФЭО Кара-Суу АО, говорит: «Взять, к примеру, наш Аыйльный Аймак. В Советское время здесь был животноводческий регион, то есть было развитие коневодства, были отары мериносов, велась селекционная работа. Шкуры и шерсть шли на переработку, а мясо поставлялось на мясокомбинаты, где производились колбасы и знаменитая кыргызская тушенка, которой обеспечивалось полстраны Советов! Вот это и называлось экономическим развитием! А что нынче? Каждый животновод кормит свою семью прежде всего. Дошло до того, что шерсть грубошерстных баранов и шкуры КРС просто сжигают из-за отсутствия каких-либо производств! Миллионы в огне! Практически отсутствуют и мясокомбинаты. Выход у людей один – продавать скот живым весом перекупщикам из Казахстана. И еще появилась новая тенденция: многие кыргызстанцы – животноводы начали считать, мол, самый лучший банк — это домашний скот! Продал животное — вот тебе и деньги на жизнь! Если это и развитие экономики, то уж очень специфическое и в ущерб сохранению пастбищных угодий!»
Таким образом, применяемая кочевыми предками испокон века практика выпаса скота позабыта из-за перенасыщения скотом пастбищных земель. А это неминуемо привело к деградации пастбищных угодий в стране. По словам известного эколога страны, председателя экологического движения «Алейне» профессора Эмиля Шукурова, на пастбище сильно ухудшено кормовое качество травостоя и значительно снижена урожайность поедаемой массы. Более того, этот процесс не останавливается. В местах интенсивного выпаса животных уплотняется почва, ухудшается влажность и повышается температура. Уже с апреля быстрый подъем температуры почвенной толщи ведет к значительному ее перегреву и замедлению жизненных процессов, теряется верхний горизонт, содержащий гумус, обнажается материнская и подстилающая порода. Исчезновение видов травянистых растений, не способных размножаться в новых условиях, выражается в преобладании видов, указывающих на перегрузку от чрезмерного выпаса скота. Вот почему экологи и эксперты выступают против такого животноводства.
По словам Байбека Усубалиева, специалиста по устойчивому управлению горными пастбищами, сверхэксплуатация природных ресурсов в конечном итоге может привести к полной деградации окружающей среды. Биоразнообразие пастбищ обедняется в силу слишком интенсивного использования пастбищ для нужд животноводства. «Пастбище — стратегический ресурс страны. И увеличить его потенциал для обеспечения животноводческой отрасли необходимой кормовой базой надо не увеличением численности выпасаемых животных, а ростом производительности домашнего скота благодаря развитию селекционного дела».
Горные территории давно объявлены в нашей стране зонами высокого риска. На одном из первых мест- джайлоо на Сон-Куле. До тех пор, пока продукция животноводства там остается единственным способом выживания, пока люди вынуждены сами вести фермерское хозяйство, без какой-либо профессиональной подготовки, сложно говорить об устойчивом управлении пастбищами. Нужны альтернативные варианты экономического развития регионов КР. «Если наши депутаты действительно хотят улучшить условия жизни кыргызстанцев, то пора сменить акценты и направить внимание в нужное направление. Надо отрегулировать вопросы землепользования, поднимать вопрос о применении санкций за неправильное использование земли, – констатировал Эмиль Шукуров. — А еще можно заняться экономическим развитием регионов не на словах, а на деле, чтобы люди смогли зарабатывать себе на жизнь не только натуральным хозяйством, наращивая до бесконечности поголовье скота».
«С распадом колхозов и совхозов каждый год отмечается значительный упадок животноводческих технологий. Новые же производственные структуры нуждаются в новых производственных технологиях. Внедрение таких технологий одновременно обеспечит лучшее приспособление пород к горным условиям. Необходимо повысить производительность животноводства и снизить долгосрочную деградацию пастбищ в зонах деятельности»,- говорит эксперт Ирина Джалбиева.
Одним словом, хочешь сохранить пастбища — сделай животноводство эффективным! Тогда и только тогда не только мы, но и наши потомки тоже увидят знакомую, близкую сердцу каждого кыргызстанца картину, на которой колыхающаяся от ветра густая сочная трава на склонах гор, чабан со своей отарой, легкий дымок, клубящийся над его юртой…
Вот таким, традиционно животноводческим, мы и хотим сохранить свой край для потомков.
Ирина Байрамукова