Российские биологи считают, что в популярности ритуалов могут быть виноваты микроорганизмы
Российские биологи Александр Панчин, Александр Тужиков и Юрий Панчин из Института проблем передачи информации (ИППИ) РАН опубликовали в журнале Biology Direct статью «Мидихлорианы: гипотеза биомемов. Нет ли в религиозных ритуалах влияния микробов?» В ней высказывается новая интересная точка зрения на происхождение и выживание религиозных ритуалов.
Рисунок. Где у человека живут бактерии
Если оставить в стороне сложный вопрос происхождения религии, и рассмотреть только вопрос религиозных ритуалов, то становится заметно, с каким удивительным постоянством они сохраняются годами и тысячелетиями.
Исследователи всё чаще склоняются к мнению, что религиозные ритуалы являются культурологическими мемами. Мем – это единица культурной информации, любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов.
Концепция мема и сам термин были предложены эволюционным биологом Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Докинз предположил, что вся культурная информация состоит из базовых единиц — мемов, точно так же как биологическая информация состоит из генов; и так же как гены, мемы подвержены естественному отбору, мутации и искусственной селекции.
То есть, считается, что определённые ритуалы, связанные с различными религиями, передавались от человека к человеку так же, как сейчас смешные картинки в интернете. Но российские исследователи обратили своё внимание на микроорганизмы и их возможное участие в жизни людей.
Известно, что микроорганизмы-паразиты могут управлять поведением своих хозяев-хостов. Личинки плоского червя Dicrocoelium dendriticum заставляют инфицированных муравьев взбираться в ночное время на высокие травинки и закрепляться на верхушке. Это делает муравьев (и личинок паразита внутри) легкодоступными для крупного рогатого скота — конечных хозяев паразита, в которых он размножается.
Грибы Ophiocordyceps unilateralis заражают муравьёв, после чего они уходят из колонии, забираются на высоту около 30 см и закрепляется на листе, впиваясь в центральную жилку. Грибы тем самым обеспечивают себе наилучшее положение для распространения спор. После этого гриб прорастает сквозь всё тело муравья, а из муравьиной головы вырастает красно-коричневое плодовое тело гриба. Паразитические грибки этого вида ещё 48 млн. лет назад управляли поведением муравьёв – об этом свидетельствуют найденные в результате раскопок окаменелости.
Паразитический червь Spinochordodes tellinii (известен также как «конский волос») направляет своего хозяина-кузнечика Meconema thalassinum в воду, где взрослый паразит размножается, а хозяин, как правило, погибает.
Рачки рода Artemia, инфицированные плоскими червями и микроспоридиями, намного чаще собираются в стаи. Эти стаи становятся заметными для птиц (например, фламинго), конечных хозяев паразита. В связи с этим возникает предположение, что паразиты могут способствовать социализации рачков, чтобы их активнее поедали.
Осы-наездники Glyptapanteles откладывают яйца в тело гусениц. Развившись внутри «хозяина», личинки прогрызают себе выход наружу, закрепляются на близлежащей ветке или листе и плетут вокруг себя кокон. Но гусеница при этом не погибает. В теле гусениц остаются одно или два яйца-«водителя», которые управляют хозяином в период окукливания остальных особей: всё ещё живая гусеница вместо того, чтобы продолжить своё обычное существование, остаётся на месте и выгибается дугой над коконами, охраняя их от хищников.
А паразитическое одноклеточное toxoplasma gondii, о котором я уже писал, управляет поведением уже не насекомых, а самых настоящих млекопитающих. Грызуны, в мозгу которых поселяется микроорганизм, перестают бояться кошек и даже испытывают влечение к их запаху, в результате чего становятся для последних лёгкой добычей. А паразит как раз лучше всего себя чувствует в кишечнике кошачьих.
Но пока нет доказанных случаев того, чтобы паразиты управляли поведением людей (за исключением, возможно, необычного пристрастия к котикам). Российские исследователи считают, что религиозные ритуалы могут служить примером идеального поведения группы людей для паразитов, которым необходимо размножаться и захватывать как можно больше хозяев.
В большинстве распространенных религий существуют ритуалы, потенциально способствующие передаче инфекций: обрезание, причастие, ритуал «перекатывания» в индуизме, ритуальные омовения в исламе, а также ритуальное паломничество в Мекку. «Святые источники» и «святая вода» нередко насыщены микроорганизмами, в том числе патогенными.
Кроме того, священные реликвии, которые в ходе религиозных церемоний целует множество людей, становятся средством передачи и распространения микроорганизмов. Христиане целуют кресты, иконы и обложки Библии, мусульмане — Черный Камень Каабы, а иудеи — Стену Плача. Чем не инкубатор для микроорганизмов?
«В 2012 году в журнале Behavioral and Brain Sciences была опубликована статья, где показана связь между религиозностью и паразитическим стрессом в человеческих популяциях: чем больше паразитов, тем в среднем выше религиозность», — говорит Александр Панчин, один из авторов исследования.
Остаётся лишь понять, что это могут быть за микроорганизмы и проверить эти теории на статистических данных – попытаться найти связь между религиозностью и наличием паразита у людей. Поиском паразита можно заниматься при помощи современных методов чтения и расшифровки ДНК – в рамках исследований по сравнительной метагеномике, т.е. исследования генов организмов, которые не были специально культивированы, а были получены из естественной среды.
Источник: https://habr.com/ru/post/367131/