В Национальной Библиотеке прошла презентация “Сакральной географии Кыргызстана”
— результат многолетних исследований, проведенных культурно-исследовательским центром Айгине во всех областях Кыргызстана в 2005-2014 годах при поддержке Фонда Кристенсена (Калифорния). В мероприятии приняли участие около 150 гостей, включая смотрителей и хранителей сакральных мест со всех регионов страны, а также представители государственных органов, научно-исследовательских и культурно-духовных движений и объединений.
Новости Горного Партнерства
Сакральная география представляет собой одновременно феномен природы и культуры. Это – совокупность святых (ыйык) и священных (касиеттүү) территорий, на которые люди совершают паломничество. Такими местами являются «участки суши и воды, построения и предметы, обладающие характером святости в сознании местных людей». Феномен паломничества на сакральные места является распространенной, при этом малоизученной ритуальной практикой в Кыргызстане
На церемонии открытия, после проведения красивого ритуального обряда подвязывания цветных нитей с пожеланиями добра на символический бейдж участника, с приветственным словом выступила Эржен Хамаганова, Директор офиса Фонда Кристенсена по ЦА и Турции, которая передала видеопослание исполнительного директора Фонда Кристенсена Кена Вилсона хранителям сакральных мест Кыргызстана. В своем послании он подчеркнул, что традиция паломничества на святые места переживет жизненный цикл любого человека, фонда и даже религии. В свою очередь Эржен Хамаганова отметила, что на сегодняшний день Кыргызстан является единственной страной в мире, в которой системно описаны святые места на всей территории страны.
На церемонии открытия также выступили Кудайберген Базарбаев, министр социального развития КР, и известные манасчи-сказители из разных регионов страны. Выступавшие отметили, что святые места играли и продолжают играть большую роль в жизни кыргызского народа. Люди выполняют определенные практики, связанные с сакральными местами, чтобы попросить о помощи при болезнях, для сохранения семейного благополучия или для просьбы послать хороший урожай. Другими словами, святые места оказывают поддержку человеку на трех уровнях – на уровне личности, на уровне семьи и на уровне сообщества. Поэтому изучение святых мест и то, какое место они занимают в жизни человека представляет большой интерес для исследователей.
С презентациями также выступили представители всех семи областей республики, среди которых были как сами хранители святых мест, так и студенты, которые рассказали о своем опыте работы с КИЦ «Айгине» при проведении многолетних исследований.
Ключевым пунктом программы стала презентация «Сакральной географии» Кыргызстана, – результат колоссальной работы, которую провел КИЦ «Айгине» в течение 10 лет, изучая святые места. В целом, КИЦ Айгине удалось внести в список более 1100 сакральных мест в Кыргызстане, выявить и описать их основные признаки, предложить варианты классификации. По каждой области разработана и выпущена отдельная книга, в которой описываются все святые места того или иного региона. Кроме документирования сакральных мест, исследователями Айгине был изучен большой пласт традиционных знаний, непосредственно связанный с сакральной географией и включающий в себя широкий спектр ритуалов, знаний о звездах, животных, растениях, духах, предках, эпосах и многом другом.
Гульнара Айтпаева, доктор филологических наук, директор КИЦ Айгине: «Один из вопросов, который редко волнует паломников, но всегда заботит ученых, — где живет святость? Живет ли она в душах людей, которые своим отношением освящают места, или она живет на самой земле, независимо от присутствия или отсутствия людей? Большинство духовных практиков, чьи жизни тесно связаны со святыми местами, уверены, что святость изначально, независимо от человеческого фактора, присутствует на территории Кыргызстана. Многие из них так же уверены, что весь Кыргызстан – это касиеттүү жер (благодатная земля). Если представить более 1100 мест, описанных КИЦ Айгине, как территориальную сеть, имеющую сакральный характер и пронизывающую всю страну, тогда восприятие практиков приобретает вполне наглядное подтверждение. Важно заметить, что сакральная география не ограничена политическими границами. К примеру, священные места, связанные с Манасом, находятся на Алтае и в Тибете. Места паломничества, значимые для мусульман, расположены во многих странах Востока. Своими сетями сакральная география связывает разные части земного шара, показывая духовное единство в разнообразии».