Сценарий бедствия непредсказуем
Кыргызстан — горная страна, расположенная в зоне повышенной сейсмической активности. Каждый год в нашей республике происходят различного рода природные катаклизмы. Сообщения о наводнениях, селях, оползнях, землетрясениях стали привычными нашему слуху. Порой мы даже не задумываемся, какой опасности подвергаем себя, ведь сценарий любого бедствия природного или же техногенного характера непредсказуем, хотя и прогнозируем. Выработавшийся годами в нашем сознании инстинкт всеобщего привыкания, точнее бездействия, — это бомба с замедленным часовым механизмом. Случись что посерьезнее и помасштабнее, чем, к примеру, наводнение в Сузаке или сход оползня в Гульче, смогут ли государство, общество, народ справиться в одиночку, своими силами с крупномасштабной чрезвычайной ситуацией? Этот вопрос — отправная точка нашего интервью с руководителем международного учения представителей военных и гражданских министерств и ведомств шести государств “Региональное сотрудничество — 2006” генерал-майором Кубанычбаем ТЫНАЛИЕВЫМ.
— Существующие глобальные угрозы и вызовы человечеству, будь-то природные катаклизмы, международный терроризм, наркотрафик, эпидемии, катастрофы, в наши дни преодолеваются и решаются сообща, всем миром. Однако каждое государство, помня о возможной опасности, должно быть во всеоружии против любой чрезвычайной ситуации. Здесь позиция иждивенчества неприемлема. Необходимо создавать и пополнять материальный резерв, иметь четкую законодательную базу и, главное — хорошо подготовленный и обученный контингент управленцев и исполнителей. Поэтому Кыргызстан с первых дней своего суверенитета и независимости открыт мировому сообществу и активно участвует во всех глобальных проектах и программах по реагированию на кризисные ситуации, проведению миротворческих и гуманитарных операций, операций по поддержанию мира, укреплению стабильности и безопасности в Центральноазиатском регионе. Не исключение и программа “Региональное сотрудничество”, в рамках которой и было проведено в Кыргызстане компьютерное учение.
— Товарищ генерал, “Региональное сотрудничество -2006” — это военное или миротворческое учение? Каковы его формат, цели и задачи?
— По своей сути и военное, и миротворческое. Как уже сообщалось ранее в СМИ, 25 июля в отеле “Хайятт-Редженси” прошла международная конференция по итогам этого учения. Министры обороны Кыргызстана генерал-лейтенант Исмаил Исаков, Афганистана генерал-лейтенант Абдула Рахим Вардак, командующий Центральным командованием США четырехзвездочный генерал Джон Абизейд, руководители военных делегаций Пакистана, Казахстана и Таджикистана были единодушны во мнении о расширении состава стран “Регионального сотрудничества”. Сохраняющиеся в мире вызовы и угрозы безопасности сегодня требуют единения усилий и расширения географии государств-участников. К слову, это уже третье по счету учение. Ранее оно проводилось в США и ФРГ, а в 2006 году — в Кыргызстане. Планируется приглашение к участию в 2007 году Узбекистана и Туркменистана.
Наряду с отработкой чисто военных вопросов особое внимание уделено решению проблем и задач политического реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на фоне обострившейся ситуации в регионе с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами. При этом не исключалось применение войскового компонента с практической отработкой действий на местности.
Все действия — по легенде, в основу которой были заложены две сюжетные линии — радиоактивное загрязнение реки и города Майлуусуу и теракт на столичном химзаводе, происходили в реальном режиме времени, с широким использованием компьютерных технологий.
По сценарию, сфокусированному на Кыргызстане, непрекращающиеся ливневые дожди размыли дамбу хвостохранилища и радиоактивные материалы загрязнили воду и почву, вызвав массовую панику и поток беженцев. Международные террористические группировки, воспользовавшись моментом, проникли на нашу территорию и организовали серию терактов. Стихийное бедствие на юге республики и подрыв химического завода в Бишкеке заставили обратиться Кыргызстан за помощью к мировому сообществу.
В течение недели военные и гражданские специалисты разных стран из Регионального координационного центра, развернутого по просьбе кыргызской стороны, в одной команде боролись с последствиями экологического бедствия, планировали и координировали международную помощь, оперативно решали все вопросы, присущие чрезвычайным ситуациям. Благодаря общим усилиям стократно были уменьшены человеческие жертвы, и в республике не произошло гуманитарной катастрофы.
— На этом учении использован горький, но в то же время ценный опыт других государств?
— Безусловно. На учении главными нашими консультантами выступили американские и пакистанские военные. Вспомните разрушительную силу урагана, пронесшегося над Новым Орлеаном и вошедшего в перечень мировых стихийных бедствий как “Катрина”, еще свежи в памяти и события в Индонезии, где огромное цунами унесло сотни тысяч человеческих жизней, а каково по масштабности разрушений и жертв было землетрясение в Пакистане!
В этих государствах первыми на помощь населению пришли военные. Армия контролировала все и вся, взяв вынужденно на себя многие не свойственные ей функции. Страшные события остались позади, приобретенный опыт обобщен и предоставлен всем заинтересованным государствам. Для мирового сообщества выработаны ценные рекомендации, которыми грех не воспользоваться.
При возникновении какой-либо чрезвычайной ситуации у нас большие надежды на соседей, братьев по оружию — казахских и таджикских военных. Это учение еще раз показало готовность стран региона к взаимопомощи и сотрудничеству.
— Кубанычбай Алтымышевич, какова оценка учений? Обозначьте плюсы и минусы.
— Этому учению предшествовала большая работа по планированию и организации. Ведь оно проведено по плану двусторонних военных контактов между нашими Вооруженными силами и Центральным командованием США. По мнению американской стороны, учение этого года прошло на высоком методическом и оперативно-тактическом уровне.
А теперь о положительных сторонах: во-первых, использование компьютерного моделирования ситуации позволило визуально отслеживать происходящие события в зонах бедствия; во-вторых, организация “телемостов”, точнее, видеоконференций с национальными оперативными центрами государств-участников сократила время на оперативное принятие столь необходимых решений; в-третьих, был налажен эффективный обмен оперативной информацией. И последний важный плюс — наработка опыта взаимодействия многонациональных военных и гражданских организаций.
Что касается минусов, то, думаю, они присущи всегда и везде, без них нет продвижения вперед. Хотелось бы видеть среди нас представителей Туркмении, Узбекистана и России. И еще одно замечание — нам не хватило пары дней для того, чтобы провести “Региональное сотрудничество-2006” с оценкой “отлично”. Но это можно исправить следующим летом в Казахстане, где пройдет учение “Региональное сотрудничество-2007”.
«Слово Кыргызстана», беседовал полковник Мисир АШИРКУЛОВ