Тайны горной жемчужины

f15357.jpg Что только не прячет от человеческого ока в своих глубинах Иссык–Куль! Каждый год археологическая экспедиция под руководством доктора исторических наук, академика Владимира Плоских извлекает из недр горного озера, снискавшего славу республиканской здравницы, предметы быта, ювелирные украшения и оружие прародителей тюркских кочевников, древних саков.
Более двадцати лет ведутся раскопки в озере Иссык–Куль на глубине
6 метров. Археологи и ученые забирают у песка давно, казалось бы, канувшие в небытие тайны.
Уже доказано, что под водами Иссык–Куля покоится античное городище Барскоон. Так, несколько лет назад при раскопках в размытых курганах были найдены бронзовые бляшки, изображающие голову барса.
Атрибуты служили украшением мужской одежды. Такие же, только из золота, были обнаружены в Казахстане, на кургане Иссык.
Обычно озеро не обманывает надежд археологов. Но этот год оказался поистине фантастическим и порадовал богатым урожаем. Во–первых, группе российских аквалангистов, которые сотрудничают с нашими учеными, удалось найти уникальные бронзовые наконечники стрел и копий.
— Это говорит о том, что у саков было налажено производство. А вот эти причудливые украшения (Владимир Михайлович показывает замысловатый браслет с крючками) еще и доказывает, что у них имелась сварка. Как они сваривали и чем, мы пока не знаем, — говорит Плоских.


Ученые предполагают, что культура эпохи бронзы преобразовалась со временем в сакскую культуру, что породило своеобразный стиль искусства, так называемый “звериный”. Следовательно, саки вели не только кочевой образ жизни, но и оседлый. Они освоили земледелие и даже научились лить металл, то есть появились зачатки металлургии.
Кроме бронзовых изделий был найден золотой слиток весом 70 граммов. Как предполагают археологи, это пращур современных денег, то есть в первом тысячелетии до новой эры
(а именно к этому периоду относят все находки ученых) у саков зарождался, что называется, товаро–денежный оборот.
— Несомненно, все эти предметы имеют историческую и культурную ценность, все они будут отправлены в музей, — говорит зав. кабинетом–музеем КРСУ, старший преподаватель кафедры истории и культурологии Людмила Ставская.
— Большинство вещей, что представляют поистине ни с чем несравнимую ценность, мы вынуждены собирать у местных жителей, покупать за бешеные для нас деньги. Вот, к примеру, три серебряные ложки, что сейчас находятся в музее, нам пришлось приобретать у иссыккульцев самим, — сетует академик.
Как обнаружили археологи, сейчас на Иссык–Куле процветает пышным цветом так называемый черный дайвинг. То есть псевдонаучные исследователи глубин тоже занимаются раскопками на дне озерном, только найденные ими предметы становится не достоянием музея, а уплывают за рубеж, в частные коллекции.
— Зачастую у нас просто не хватает средств, чтобы выкупить у какого–нибудь ловчилы историческую ценность, — говорит Жениш Джунашалиев, доктор исторических наук, член–корреспондент НАН КР, участник археологических экспедиций на Иссык–Куль.
К примеру, у одного иссыккульца находится серебряная чаша с дарственной именной арабской надписью, посвященной караханидскому правителю Тогрул–хану, датированная XI веком. Цены этому кубку нет. А его случайный обладатель спокойно проживает себе в одном из сел, что на южном побережье Иссык–Куля, и еще торгуется с заезжими учеными. Мол, отдаст чашу, но в обмен на квартиру в Бишкеке и иномарку.
— Ну нет у меня таких денег — покупать ему машину и квартиру. Куда я уже только ни обращался, чтобы помогли с финансами, — молчание. Вот перепродаст он ее частному коллекционеру, и не увидим мы больше уникального кубка, — говорит Плоских.
И на этот раз кубок не достался нашим ученым. Но взамен археологам удалось найти средневековый монастырь армянских братьев. Первые упоминания о монастыре относятся к раннему средневековью. Тогда, на знаменитом Каталонском атласе, что хранится в Венеции, была запечатлена надпись “Это место называется Исикол” с изображением озера Иссык–Куль. Там же указывалось на нахождение именно на побережье озера монашеской обители. Чем же так знаменит сей монастырь?
Как гласит предание, у стен его захоронены мощи святого апостола–евангелиста Матфея. Раку с мощами пока отыскать не удалось, но ученые решили обследовать само место, где некогда, по их гипотезе, возвышался монастырь.
Подземные катакомбы, что очень напоминают кельи горного монастыря, расположены на Светлом Мысе (Ак–Булун). Как говорится, это только вершина айсберга, основная часть скрыта под водой. Там же, по мнению археологов, может находиться рака.
— Если наши предположения верны и это действительно монастырь армянских братьев, о котором наслышан весь христианский мир, то это послужит импульсом к развитию научного туризма и паломничества, — утверждают ученые.
Исследователи предлагают со временем основать на дне Иссык–Куля своеобразный подводный музей, это привлечет не только деньги, но и светил мировой науки. Нельзя строить туристический рай на Иссык–Куле только за счет отдыхающих.
Что же касается возможного расположения монастыря, то Светлый Мыс может превратиться в святыню для христиан всего мира, подобно Иерусалиму. Но пока это всего лишь идеи. Причем в ближайшем будущем им суждено коротать свой век на бумаге и в головах ученых. К примеру, из стран, что омывает Мертвое море, невозможно даже коралл вывезти дайвингисту, если он сорвал его при прогулке по морским глубинам. В Кыргызстане же за уместную мзду можно выгрести из страны все, что угодно.
Что касается раскопок, то здесь все упирается в финансы, точнее, в их нехватку.
— Государство перестало финансировать наши экспедиции с 1989 года. Все исследования мы проводим на свои деньги. Университет нам выделяет только автобус, бензин и студентов — наших помощников в работе, — рассказывает академик Плоских.
— Нам необходима концепция, необходима продуманная работа и тщательная охрана памятников истории. Сейчас мы начинаем раскопки, не хватает средств довести дело до логического конца. А поскольку государством эти находки не охраняются, то они и растаскиваются черными дайвингистами, а после распродаются, — сетует Джунушалиев.
Ученые предлагают выход. Египетские археологи, что ведут раскопки в одной из дельт Нила, привлекли к работе французского академика. Франция спонсирует работы на пару с Египтом, в отношении семьдесят процентов к тридцати, но все найденные ценности остаются в музеях Египта.
Кыргызстану можно пойти по этому пути, но вот только никто ехать к нам пока не хочет, опасаются нестабильной политической обстановки: то митинги, то пикеты, то заказные убийства.
Словом, пока заморские ученые не спешат с вояжем. Но наши исследователи не теряют надежды: мол, еще не вечер. Главное, Иссык–Куль, как и вся кыргызская земля, щедр дарами. Были бы деньги, а сенсации и тайны всегда найдутся.
Дарья МАЛЕВАНАЯ.
Фото Владимира ПИРОГОВА.

5.09.06

Вам может также понравиться...