Узбекистан: Заповедный Байсун скоро станет открытым
Для истории Узбекистана высокогорная местность Байсун в Сурхандарьинской области имеет значение живого символа и заповедного края, где в почти первозданном виде сохранился многовековой уклад жизни, культурные традиции, древние ремесла и национальные обычаи узбеков. Пять столетий назад на этой легендарной земле певцы и сказители узбекского племени конграт создали героический эпос — поэму «Алпомыш», известную всем тюркским народам от Волги до Байкала.
Не имеющие себе равных по красоте пейзажей ущелья и склоны хребта Байсунтау, тянущиеся от ледников Памира до берега Амударьи, были населены с незапамятных времен. В пещере Тешик-Таш археологи нашли стоянку первобытных людей, до недавнего времени считавшуюся самым древним обиталищем неандертальцев в Центральной Азии.
В I тысячелетии до нашей эры в верховьях Амударьи, где пророчествовал Заратуштра, возникло скифское государство Бактрия, входившее в империю иранских Ахеменидов. В III веке до н.э. оно было завоевано Александром Македонским.
Обнаружив узкий проход в горах, полководец двинул свои фаланги на покорение Согдианы, оставив в Бактрии наместников, основавших династию греко-бактрийских царей, двести лет правившую в самом сердце Азии до прихода с севера кочевых племен.
Тохары или юэчжи, изгнанные гуннами из Прибайкалья, унаследовали культуру Бактрии, положив начало Кушанской империи, распространившей свои границы от Аральского моря до Индии. Но заставы в Байсунских горах не долго охраняли это государство от набегов новых степняков.
Позже через горные перевалы Байсунтау в обе стороны проходили десятки военных экспедиций — всадники Тюркского каганата, войска арабов и тюрков-сельджуков, орды Чингисхана, армии Амира Темура и Бабура. В XVI веке на завоевание Средней Азии из степи Дашти-кипчак устремились под предводительством хана Шейбани племена кочевых узбеков.
В степном союзе племя конграт занимало особенное положение, поскольку наследники Чингиз-хана обычно брали в жены дочерей знатных конгратских беков. За век до похода Шейбани конграты уже захватили власть в Хорезме, распространяясь оттуда в оазисы Бухары и Шахрисабза, Каршинскую степь и Сурхандарью, при Шейбаннидах ставшую их племенным владением. Но эпос «Алпамыш», отдельные мотивы которого встречаются еще в сказаниях народов Алтая, называет родиной конгратов именно Байсунские горы.
Байсун в эпосе — это вообще не название местности, а нарицательное имя народа «байсин», то есть «прямодушных людей». Поэма рассказывает о подвигах богатыря Алпомыша, победившего на состязании борцов, чтобы освободить свою нареченную невесту Барчин от домогательств женихов на чужбине. Затем герой вновь покидает родину и попадает в плен. Вернувшись спустя семь лет заточения, он застает страну под гнетом самозванца и узурпатора. Его верную жену, объявленную вдовой, силой принуждают вступить в новый брак. Поменявшись одеждой с простым пастухом, Алпомыш проникает на свадебный пир, убивает насильника и становится царем, под властью которого объединяются все конграты. Многие эпизоды поэмы напоминают «Одиссею» Гомера, а имя героя созвучно имени богатыря Манаса.
По данным этнографических исследований, в Байсунском районе кроме конгратов проживают узбекские племена катаганов, чагатаев, карлуков и дурменов, а также таджики и представители локально-ограниченных групп не тюркского происхождения — дарбанди, мачайи, сайроби, пенджаби. Кроме этого население делится на устойчивые семейно-родственные группы. Но изолированное проживание в труднодоступной горной долине привело к смешению языков и обычаев, устных народных преданий, элементов национальной одежды, особенностей ведения хозяйства и бытовых привычек, что позволяет этнографам выделять в своеобразную общность «байсун-конгратский народ», обладающий самобытной и экзотической культурой, сохранившейся в целостности до наших дней.
В Байсуне даже природа отличается своеобразием, которого не встретишь в других местах. Причудливые формы рельефа с неописуемой игрой красок создают ощущение сказочного мира. Среди красных и зеленых скал ореховые рощи сменяются альпийскими лугами. Леса можжевельника обрамляют вершины остроконечных пиков со срезанными краями километровых обрывов. На склонах каньонов, напоминающих лунные пейзажи, отдельными лоскутами лепятся возделанные поля, которые обрабатывают старинным способом — волоча плуг за лошадью.
Сам городок расположен на склоне высокой снежной горы и окружен десятком мелких поселков с фруктовыми садами. Многие поселения до начала XX века были специализированными центрами ремесел, сохранив свои старые названия, — Заргаргузар (ювелиры), Кассобгузар (мясники), Чармгарлар (кожевенники), Дегрезлар (литейщики), Сангудас (литейщики чугуна) и т.п. Название северного «пригорода» Дарбанд означает буквально «закрытая дверь» или «преграда», поскольку это селение, как щитом, прикрыто крутым гранитным барьером.
Дома в Байсуне построены из сырцовых кирпичей или камня, скрепленного глиняным раствором. Изнутри они богато украшены самоткаными коврами и сюзане с ручной вышивкой. Муку мелют на водяных и ручных мельницах, хлеб пекут в тандырах. В традиционной одежде преобладают яркие цвета и можно встретить предметы, описанные еще в эпосе «Алпомыш»: «кармаза» — красная шелковая ткань женских платков, «алача» — белая хлопчатобумажная материя с синими полосами, из которой шьют мужские штаны. Молодежь, правда, одевается, как и повсюду в Узбекистане, в китайский широпотреб.
До сих пор долина Байсуна остается единственным транспортным коридором, напрямую соединяющим Сурхандарьинскую область с остальной территорией страны. В 2004 году Япония выделила Узбекистану льготный долгосрочный кредит в 150 млн. долларов на строительство 226 километров железной дороги через горные перевалы, открывающей кратчайший железнодорожный маршрут из Ташкента и Бухары в Термез, а в перспективе — через Афганистан к портам Индийского океана. Интересы Японии, по-видимому, заключаются в возможности транспортировки углеводородов, урана или другого сырья из Центральной Азии в порты Ирана и Пакистана. Но эффективность этого проекта, конечно, зависит от политической ситуации в регионе. Зато Узбекистан в любом случае получит возможность интенсивного транспортного сообщения со своим южным регионом, экономика которого до сих пор плохо развита, хотя здесь имеются богатые месторождения минеральных ресурсов.
Ежегодно Узбекистан платит Туркменистану огромные пошлины за транзит через его территорию железнодорожных составов, что, разумеется, ограничивает планы развития и инвестиций в Сурхандарье. Поэтому узбекское правительство торопится завершить «стройку века». В прошлом году, к 14-й годовщине независимости, было открыто рабочее движение поездов на участке в 56 километров от города Ташгузар в Кашкадарьинской области к райцентру Дехканабад в предгорьях Байсунтау. С другой стороны горного хребта уложили 59 километров рельсов от Кумкургана в сторону Байсуна. Было построено 5 вокзалов, 7 разъездов и 28 железобетонных мостов, пять из которых, спроектированных японскими специалистами, установлены в высокогорье и считаются уникальными сооружениями Евразии.
На данный момент осталось проложить всего 20 километров рельсов на 108-километровом участке, проходящем непосредственно через Байсун на высоте 1600 метров над уровнем моря. Работы ведутся круглосуточно и в любую погоду вахтовым методом. В октябре 2006 года первый состав со строительными материалами дополз до селения Дарбанд в окрестностях Байсуна, что вызвало искренний ажиотаж среди местных жителей, надеющихся вскоре получить удобную и дешевую транспортную связь с «большой землей». Правда, на всех участках пока проложена только одна колея. Но когда рабочие составы начнут двигаться по всей трассе, проложить встречную колею можно будет гораздо быстрее.
На преодоление последнего и самого трудного участка строителям отпущен еще один год. С учетом энтузиазма, обычно усиливающегося к праздничным и юбилейным датам, можно ожидать, что к весне 2008 года из Ташкента, Самарканда и Бухары в Байсун пойдут первые пассажирские поезда. Древний край легенд и сказочной природы станет намного доступнее, и, кто знает, возможно, превратится в новую туристическую столицу. Если, конечно, удастся развить здесь современные инфраструктуры, сохранив при этом первозданную чистоту и традиционный уклад жизни местного населения. Так или иначе, Байсунские горы еще не открыли миру всех своих тайн, богатств и чудес, оставаясь одним из немногих уголков планеты, исследование и освоение которых обещает открытия в XXI веке.
Fergana.ru