Армения, защищая реки, укрощает малые ГЭС, но не в силах остановить слив озера Севан
Правительство Никола Пашиняна смещает акценты и для дальнейшего развития альтернативной энергетики в Армении считает целесообразным развивать отныне солнечную энергетику, а не стимулировать строительство малых ГЭС
, информирует газета «Голос Армении«. Как пояснил в ходе последнего заседания кабмина министр охраны природы Эрик Григорян, это становится особенно актуальным на фоне довольно приемлемых тарифов на солнечную энергию, принятых недавно в рамках строительства солнечной электростанции «Масрик-1» в Гегаркунике. Что касается малых ГЭС, то их количество уже превысило необходимый для Армении показатель. На сегодня в Армении действуют 178 малых ГЭС, суммарная установленная мощность которых составляет около 328 МВт, выработка — около 957 кВт/часов. Согласно представленным лицензиям, в процессе строительства находятся еще 39 малых ГЭС с суммарной проектной мощностью 75 МВт и годовой выработкой 260 млн кВт/часов.
Запретить строительство новых станций пока никто не собирается, но для регулирования сферы правительство на заседании 23 августа одобрило изменения и дополнения в действующий Водный кодекс, ужесточив тем самым нормы строительства малых ГЭС. Законопроект не только ужесточает, но и в некоторых случаях вводит запрет на строительство. Так, предусмотрен список рек, на которых будет запрещено строительство малых ГЭС, в частности там, где нерестятся редкие виды рыб, занесенные в Красную книгу. Строительство малых ГЭС будет запрещено также на реках, где деривационная нагрузка превышает 40%. Ограничение строительства будет введено и на отдельных участках рек, которые находятся на лесных территориях, а также вблизи памятников природы.
На уточняющий вопрос премьер-министра Никола Пашиняна, возможно ли будет при таких критериях строить новые ГЭС, глава природоохранного ведомства ответил положительно, пояснив, что новый закон нацелен не на запрет строительства малых ГЭС, а на их регулирование и повышение продуктивности. «Работа имеющихся малых ГЭС привела к серьезным экологическим проблемам. Они существенно влияют не только на объем потока воды в реках, но и на экологическую, социально-экономическую ситуацию, приводят к сокращению и почти уничтожению запасов рыбы, — обрисовал ситуацию министр.
Новые поправки в Водный кодекс не будут распространяться на уже предоставленные лицензии, хотя последние исследования министерства указывают на загруженность на некоторых реках малыми ГЭС до 52-53%. Однако, как пояснил Григорян, они могут оказать влияние на действующие в стране малые ГЭС при введении каких-либо изменений в план управления водным бассейном, в частности, при расчете экологического стока. Выданные прежде разрешения на водопользования могут быть пересмотрены.
Пашинян сделал свои комментарии по поводу законопроекта, сразу отметив, что поправки не нацелены против бизнеса. Они лишь позволят решить проблему предотвращения экологической катастрофы, поскольку речь идет о стратегическом ресурсе — воде. При необходимости правоохранительные органы также должны подключиться к контролю над ситуацией. Особенно с учетом представленной недавно прокуратурой справки о колоссальных масштабах водопользования со стороны малых ГЭС. «Процесс не должен сопровождаться перераспределением собственности. Необходимо создать атмосферу сотрудничества для решения стабильной деятельности малых ГЭС и разработать «дорожную карту» по решению проблем, связанных с неэффективным использованием водных ресурсов. Думаю, тут должен быть задействован не язык угроз, а внедрена культура бережного использования природных ресурсов, — высказал свою точку зрения премьер.
Проблем в сфере водного хозяйства страны накопилось настолько много, что, как ни старалось нынешнее правительство отказаться от попусков воды из Севана для оросительных нужд, иного выхода оно не нашло, продолжает издание. В противном случае без воды останутся свыше 55 тыс. фермерских хозяйств. «Обсуждения были бурными. По их итогам стало ясно, что есть риск создания тупиковой ситуации для сельского хозяйства», — констатировал глава кабмина, добавив, что ситуация тупиковая и для властей. Далее он рассказал, что неожиданно для себя выяснил — в Армении, оказывается, есть теневое сельское хозяйство. Да и сами сельчане используют воду довольно бездумно, хотя в XXI веке это один из самых дорогих ресурсов в мире. «Никто ведь из них не согласится распылять золотой песок на поле», — удивлялся Пашинян. Множество вопросов вызывает и эффективность системы орошения, поэтому нужно понять, соответствуют ли реальности утверждения о наличии водной мафии. «Если это так, то она должна как можно быстрее капитулировать», — заявил премьер. Он также поручил изучить ситуацию в рыбоводческих хозяйствах, использующих огромные объемы воды, особенно из артезианских скважин.
На днях правительство одобрило поправки в закон «Об утверждении годовой и комплексной программ мероприятий по восстановлению, сохранению, воспроизводству и использованию экосистемы озера Севан», согласно которым предусмотрено увеличить забор воды из Севана с нынешних 170 млн до 210 млн кубометров. Законопроект будет рассмотрен на внеочередном заседании парламента 28 августа. В документе также указано, что ЗАО «Международная энергетическая корпорация», использующее воду озера в качестве топлива для Севан-Разданского каскада ГЭС, а также ЗАО «Электрические сети Армении» обязуются всю свою выручку, полученную от использования дополнительных 40 млн куб. м воды, направить во внебюджетный фонд правительства. В прошлом году из озера было выпущено дополнительно 100 млн кубометров воды, что позволило аккумулировать во внебюджетном фонде 1,6 млрд драмов. Все эти средства предлагается направить на решение экологических проблем Севана, в том числе на строительство новых водоочистительных станций.
Чтобы понять, насколько неэффективно управляются сегодня водные ресурсы Армении, достаточно сказать, что ежегодно в стране формируется около 7-8 млрд кубометров поверхностных вод, пишет газета. Потребности же колеблются в пределах 2 млрд кубометров воды. В этом контексте министр охраны природы называет абсурдным тот факт, что в стране обсуждается вопрос дополнительного забора воды из Севана в объеме 40 млн кубометров. «Проблема намного серьезнее — водные ресурсы управляются неправильно. Думаю, что наша стратегия должна иметь комплексный охват и быть направлена на решение системных вопросов, чтобы в будущем обеспечить потребность всех водопользователей с учетом, с одной стороны, растущего спроса, а с другой — сокращающегося предложения из-за климатических изменений. Как показывают исследования, уже к 2030 году объем поверхностных вод сократится примерно на 11%. Поэтому нынешние конфликты в сфере чем дальше, тем больше будут расти, если не решить вопрос эффективного управления водными ресурсами страны, — спрогнозировал министр охраны природы.
Источник: http://vestikavkaza.ru/articles/Obzor-pressy-Kavkaza-20-26-avgusta.html
Рассылка «seu-international»