Спасение Бишкека от смога: выход найти можно
Из года в год Бишкек незаметно превращался из когда-то одного из самых зеленых городов Советского Союза в загазованный и утопающий в смоге город. Слабые голоса экологов и активистов благополучно игнорировались, возмущения горожан о смоге, как покрывалом накрывающем каждую зиму столицу, затихали к весне. Периодически, когда возмущений было побольше, правительство и госорганы выпускали очередную формальную бумажку «по улучшению экологической ситуации». На деле ситуация эта становилась только хуже.
В ноябре этого года, наконец, терпение многих лопнуло – активисты выпустили данные об огромном превышении норм загрязненности воздуха, а потом и появившиеся фотографии столицы с воздуха показали, что дышать тут уже нечем.
Так, по данным общественного объединения «Мувгрин», уровень загрязнения воздуха в Бишкеке превышает допустимые показатели в шесть раз. Наиболее высокие разовые превышения нормы отмечаются не в центре столицы, а больше в новостройках. В Казахстане, Беларуси и России максимально допустимые разовые лимиты опасных для здоровья мелких твердых частиц ПМ-2,5 варьируются от 150 до 300 частиц на кубический метр. В Бишкеке эти цифры доходят до 860.
Но чем это опасно? Смог вызывает заболевания дыхательных путей, в перспективе приводит к аллергии и даже онкологическим заболеваниям. Он особенно опасен для детей, пожилых и людей с хроническими заболеваниями сердца и лёгких. Смог может стать причиной одышки, затруднения и остановки дыхания, бессонницы, головных болей, кашля. Также он вызывает воспаление слизистых оболочек глаз, носа и гортани, снижение иммунитета.
На образование смога, по словам эколога Эмиля Шукурова, влияют 5 основных факторов: выхлопные газы автомобилей, ТЭЦ, отопление в частном секторе, сжигание мусора и климатические условия.
Выхлопные газы — самый главный источник образования смога. В Бишкеке сейчас зарегистрировано около 400 тыс. машин, однако по неофициальным данным — их уже более 700 тыс. Ежедневно в город заезжают дополнительно 90 тыс. автомобилей. Меж тем в городе только у двух компаний ГСМ соответствует классу «Евро-5». Плюс большинство авто в городе уже пережили свой срок службы – они особенно опасны для окружающей среды.
На втором месте стоит отопление в частном секторе – большая часть населения там отапливается углем. Так как сгорание происходит при низкой температуре, вместо углекислого газа выделяется угарный. Даже ТЭЦ меньше загрязняет воздух, потому как сжигание в печи происходит под высокой температурой, выбросы в атмосферу хоть и большие, но не такие опасные. Что касается сжигания мусора, большая часть сжигаемых веществ превращается в ядовитые газы. И сам по себе сезон по климатическим условиям благоприятен для образования газов: мало осадков, которые очищают атмосферу.
Все это усугубляется планировкой города: из-за хаотичной застройки город, находящийся в низине, абсолютно не проветривается. Зеленые зоны застроили, нарушив циркуляцию ветра.
«В столице все устроено для того, чтобы этот болезнетворный смог оставался в атмосфере и не удалялся. «Бишкекглавархитектура» и мэрия не сделали даже полшага, чтобы улицы города были сквозными и проветриваемыми. Напротив, они дают разрешения, и все строят башни поперек улиц, затыкая таким образом город полностью со всех сторон. Это преступление против бишкекчан, тем не менее ситуация усугубляется», — заявлял в интервью журналистам Шукуров.
Директор ОО «МувГрин» Мария Колесников на на круглом столе на днях предложила приравнять смог над городом к чрезвычайной ситуации и принять соответствующие поправки к законам.
«Надо признать эту проблему. В других городах в таких случаях запрещают въезд в центр города на личном авто, делают бесплатным проезд на общественном транспорте до улучшения ситуации, раздаются маски в супермаркетах, СМИ оповещают о погоде», — сказала Колесникова.
Как правило, смог – это проблема мегаполисов, таких как Пекин. Там, к примеру, в 2017 году смог привел к остановке движения автомобильного транспорта на шести скоростных шоссе. На тот момент в Пекине концентрация опасных для здоровья мелких твердых частиц ПМ-2,5 (PM 2,5) составляла 400 микрограммов на кубический метр. Что же у нас делают власти при таком загрязнении?
Государственное агентство охраны окружающей среды и лесного хозяйства заявило, что загрязнения атмосферного воздуха в Бишкеке в пределах допустимой нормы. При этом чиновники Госагентства привели данные Кыргызгидромета за сентябрь — в то время и дома-то никто не топил в городе.
«Я сейчас смотрю в окно — там облака, небо голубое, — сказал журналистам директор ГАООСЛХ Абдыкалык Рустамов. — Можно по-разному снять и показать ситуацию. Подстанции Гидрометцентра проверенные, там работают специалисты. Неизвестно, какое оборудование установили активисты. Может быть, превышение в 1,5-2 раза, но уж точно не в 6 раз. Чтобы что-то случилось неотвратимое, превышение должно быть в 50 раз. У нас в масках никто не ходит. Вон ребята в футбол играют».
К счастью, проблему все-таки признали через пару дней на уровне правительства. Премьер-министр Мухаммедкалый Абылгазиев заявил, что экологическим организациям стоит быть честными перед общественностью и предупреждать о погрешностях в представляемых ими данных, а государственным органам нельзя терять связь с реальностью и закрывать глаза на проблемы.
Он поручил мэрии Бишкека и полномочному представительству правительства в Чуйской области провести переговоры с компанией «Газпром Кыргызстан» и ускорить подключение жилых домов к газу. В двухнедельный срок чиновники должны внести конкретные предложения о расширении использования газомоторного топлива и переводе парка общественного транспорта на газ.
По мнению Абылгазиева, кардинальным решением проблем экологии в столице станут развитие зеленых зон, переход бизнеса на природосберегающие технологии, вплоть до отказа от использования изделий из пластика.
Как и во многих вопросах, с которыми сталкивается наша страна, решения давно известны. Никто не требует от государства изобретать велосипед. Мы – далеко не первые, кто сталкивается с проблемами экологии. Во многом поручения премьера оправданны. И если действительно они будут исполнены, мы спасем экологию столицы.
Но, как всегда, на это нужны деньги, которых у государства нет. Да, какие-то меры не потребуют больших вложений, но это будет лишь капля в море. Чтобы уменьшать число автомобилей, необходим нормальный муниципальный транспорт, работающий на электричестве или на газе. Это большие средства. Чтобы люди переходили на электрическое или газовое отопление, нужны определенные преференции – далеко не все могут себе позволить отказаться от относительно дешевого угля в пользу дорогого газа. Разговоры разговорами, но где искать деньги?
Выход предлагают эксперты-экологи. Так, представители клуба «Пикир» предложили создать специальный экологический фонд при правительстве Кыргызстана. Как отметил эксперт клуба Шерадил Бактыгулов, существует подход социальной ответственности бизнеса.
«Столица в последний раз перевела в республиканский бюджет 58 миллиардов сомов. Городу вернулось 6 миллиардов. Бишкек кормит всю страну, все дотационные районы получают деньги, в том числе и за счет столицы. При этом на решение своих проблем у столицы средств не остается. Поэтому есть предложение – создать экологический фонд. Деньги фонда не должны идти на зарплаты экологов. Их должны тратить целевым способом – например, на закупку анализаторов загрязнения атмосферы», — сказал Бактыгулов.
Как пояснил политолог Игорь Шестаков, фонд должен действовать в рамках правительства.
«Эта идея возникла на основе переговоров канадской «Центерры Голд», разрабатывающей месторождение Кумтор, и правительства о создании фонда с капиталом в 50 миллионов долларов. Эксперты предлагают часть от его средств направлять на решение экологических проблем Бишкека. Тема фонда постоянно звучит, его надо создавать. В него могут перечислять средства все компании, не только Кумтор. Самое главное — эти деньги не должны уходить в бюджет, иначе там они растворятся. За использованием средств должен следить специально созданный наблюдательный совет, чтобы общественность знала, куда направляются деньги. Фонд должен быть правительственным, но средства должны быть вне бюджета, чтобы их не тратили на другие цели», — сказал политолог.
Именно сейчас правительство готовит свои требования для заключения нового соглашения с «Центеррой» по Кумтору. Договоренность об экологическом платеже в 50 миллионов долларов уже есть. Планировалось, что они будут направлены только на реконструкцию очистных сооружений в акватории Иссык-Куля, но часть средств можно направить и на другие экологические проекты. Для столицы это будет спасением. Эти деньги можно и нужно направлять на создание благоприятной среды для проживания кыргызстанцев.
И хочется верить, что это станет примером для бизнеса. Наша экология – это наша ответственность. Это означает неразмытую коллективную ответственность, когда все пытаются «спихнуть», казалось бы, общие проблемы на соседа. Это значит, что каждый кыргызстанец в ответе за свою страну.
Источник: https://kaktus.media/doc/382955_spasenie_bishkeka_ot_smoga:_vyhod_nayti_mojno.html