«Мы делаем мир чище!»
Согласно Конституции Кыргызстана, каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и на благоприятную для жизни и здоровья экологическую среду. Реализацию данного права республика обеспечивает различными постановлениями и положениями международных конвенций по регулированию процесса обращения с опасными химическими веществами.
Но как показывает практика, Кыргызстан – далеко не безопасная среда обитания. Фактов тому множество. Один только смог над столицей вызывает серьезную обеспокоенность экологов и горожан. Состояние воздуха в Бишкеке зависит от многих причин, среди которых также сжигание отходов на открытом воздухе и органические отходы на свалках. Они выделяют в атмосферу вредные диоксины, фураны, метан и черный углерод. «Поэтому нужно вести работу с населением, объяснять людям, как опасно топить печи пластиковыми бутылками и покрышками автомобилей, отходами швейного производства, среди которых 80%- техноткань!- говорит неравнодушный гражданин, директор ОсОО «Эко Технолоджис» Нурлан Джумалиев, — Потому что химическая и экологическая безопасность играют важную роль в сохранении окружающей среды как основного фактора, влияющего на состояние здоровья населения».
Сегодня старые градусники, люминесцентные лампы попросту выбрасываются в контейнеры с ТБО. По данным «Независимой экологической экспертизы», их нельзя выбрасывать туда, где складируется бытовой мусор. «Но лампы выбрасывают. Потому что за их хранение на складе нужно платить. И чем больше ламп, тем больше оплата. Большинство же свалок мусора в стране не санкционировано. Свалки не имеют четких границ и не огорожены и функционируют без соблюдения каких-либо норм безопасности. На свалках могут находиться батарейки, оргтехника, бытовая техника, различные виды пластика, пищевые отходы, стройматериалы, в том числе краски, клеи. Это совершенно непредсказуемый состав, мина замедленного действия»,- прокомментировали представители НЭЭ. Да, в стране разработаны такие документы, как Правила обращения с ртутными отходами, инструкции по охране труда, Национальный план постепенного вывода ртутьсодержащих приборов и т. д., тем не менее очевидно, что эти меры являются недостаточными».
Нурлан Джумалиев особенно обеспокоен ситуацией вокруг медицинских отходов. «В Кыргызстане ежемесячно образуется 20-30 тонн таких отходов! Это опасные инфицированные использованные изделия медицинского назначения, контаминированные биожидкостью человека — кровью, слюной и т. д. Они содержат пластик, ртуть и другие вещества и при неправильном обращении могут выделять непреднамеренные опасные для здоровья человека и экологии стойкие органические загрязнители. Без обработки выбрасывать их в мусорную свалку нельзя, а автоклавы — оборудование для обеззараживания медицинских отходов — имеются далеко не в каждом медучреждении. Также как и транспортировка медотходов с места образования отходов до места утилизации должна осуществляться только специализированной компанией, имеющей все разрешительные документы и спецавтотраспорт. Одновременно существует рекомендация Всемирной организации здравоохранения, согласно которой медотходы должны утилизироваться и обеззараживаться медучреждением в течение 24 часов».
Но как это сделать? Ситуационный анализ проблем управления МО в организациях здравоохранения показал плачевную картину. Так, частные медучреждения заключают договора на утилизацию с компаниями, которые дают или фиктивные договора, или без разрешительных документов. Во многих из них не оборудованы места временного хранения МО.
В Кыргызстане давно назрела необходимость утилизации отходов. При этом получается выгода для всех: снижаются протестные настроения, развивается бизнес, уменьшаются бюджетные расходы на разных уровнях, улучшается экология. Но, как говорится, «один в поле не воин»: бизнесу без поддержки властей сложно развивать этот рынок. Ему мешают такие основные проблемы, как недостаток мощностей по утилизации и отсутствие стимулов.
«Поэтому мы хотим при поддержке городской мэрии открыть бесплатные пункты приема батареек и ртутных ламп от населения. Вопрос сейчас находится на рассмотрении. Параллельно и другие ведомства должны насытить имеющийся бизнес по переработке отходов сырьем. Скажем, Гороно может организовать сбор отработанных ламп освещения в школах, установив для этого специально разработанные контейнер; Минздрав – организовать контроль за частными фирмами, которые забирают медотходы наавтоклавирование; Легпром — отслеживать передвижение отходов швейной промышленности. Многочисленные СТО, лакокрасочные цеха также ежедневно имеют массу отходов производства. Список этот можно перечислять, — говорит Нурлан Джумалиев,- Мы не только ездим по организациям, предлагаем заключать с нами договора, мы также собираем брошенные автомобильные шины и другие отходы по всему городу и пригородам. Мы стали своего рода санитарами окружающей среды. Мы не просим у государства финансы. Мы просим у муниципалитета установить побольше контейнеров для сбора отходов. Мы хотим понимания со стороны соответствующих госорганов – нельзя допускать к утилизации отходов частные компании без необходимых разрешительных документов, без специально обученных кадров, без спецтехники! А то на деле нередки случаи, когда наши сотрудники предлагают заключить договора на вывоз и утилизацию отходов, а в ответ слышат, мол, у нас уже отходы забирают, а вот есть ли у них разрешении и куда они их девают – «нас не интересует!» Это говорит о том, что необходимо озадачиться проблемой повышения экосознания в нашем обществе».
Ну а если, скажем, сознательные кыргызстанцы захотят утилизировать использованные батарейки, перегоревшие лампочки или разбитые ртутные градусники? Куда их можно сдать?
Одна отечественная компания занимается утилизацией электронных отходов: методом пиролиза уничтожает медицинские, швейные и углеродсодержащие отходы, к которым относятся изношенные автопокрышки, автомобильные фильтры и так далее. Другая компания занимается утилизацией флуоресцентных ламп и использованных батареек. В сутки может утилизировать до 1000 ртутных ламп!
Представьте, как было бы здорово, если бы отходы не уничтожались впустую. Если бы каждый выброшенный предмет превращали во что-то новое, например, сырье, газ или тепло. Есть развитые страны, которые почти достигли этой стадии. Кыргызстан же не имеет развитой системы обращения с отходами. Для понимания масштабности проблемы: на данный момент в стране более 31 миллиарда тонн не утилизированных отходов. Не утилизированных — значит таких, с которыми не сделали ничего: не сожгли, не закопали и тем более не переработали, — они просто находятся на территории Кыргызстана.
И как здорово, что на рынке Кыргызстана появляются компании, которые взяли на себе решение этой непростой проблемы. «У нас есть лицензия на сбор, вывоз, хранение, утилизацию, захоронение отходов. Сегодня мы можем утилизировать до 600 наименований отходов. Для этого созданы рабочие места, подготовлены специалисты, имеется специальный автотранспорт и даже производственных площадей достаточно! — говорит директор ОсОО «Эко Технолоджис» Нурлан Джумалиев, — Однако мы пока не нашли активной поддержки со сбором материала для утилизации ни у мэрии, ни у прочих структур и ведомств, ответственных или причастных к решению данной проблемы. Очень хочется надеяться, что эта ситуация изменится».
«Мы делаем мир чище»!- таков девиз компании «Эко Технолоджис». Нурлан Джумалиев призывает всех кыргызстанцев д елать это всем вместе.
Ирина Байрамукова
Журнал «EXPERT по Кыргызстану», номер 6 от 2019г.