Доступность, понятность, гиперлокальность
Экожурналистка Ангелина Давыдова — о трендах в сфере мониторинга качества воздуха в Калифорнии.
За качеством воздуха в Калифорнии уже более 50 лет следит Калифорнийский совет воздушных ресурсов (CARB), одно из подразделений Калифорнийского агентства по охране окружающей среды (CalEPA). Миссия ведомства, где работает около 1,3 тыс. сотрудников и бюджет которого составляет $580 млн в год — бороться с загрязнением воздуха, смягчать воздействие на климат, защищать общественное здоровье, продвигать использование чистых и энергоэффективных видов топлива и технологий. Агентство разрабатывает и устанавливает стандарты качества воздуха, занимается сбором данных о состоянии атмосферы в штате, а также их анализом с использованием измерений со станций мониторинга и смоделированных показателей. Эти данные в виде таблиц и интерактивных карт предоставляют жителям региона.
Всего по Калифорнии установлено около 250 официальных мониторинговых станций. В наиболее простой и понятной форме информация о загрязнении атмосферы представлена на онлайн-карте качества воздуха, где уровень загрязнения демонстрируется в виде единого индекса для пяти показателей: загрязнения мелкодисперсной пылью (PM10, PM2,5), приземного озона, окиси углерода, двуокиси серы и двуокиси азота. Все данные локальны: зеленым цветом на карте отмечены наиболее чистые районы, желтым, красным и темно-красным — районы с разной степенью загрязнений. Также разработано мобильное приложение с информацией о качестве воздуха Breath Well, работу которого поддерживает CARB.
В Москве в мониторинге воздуха задействовано 56 автоматических станций контроля загрязнения атмосферы (АСКЗА), которые в режиме реального времени измеряют содержание более 20 загрязняющих веществ. Кроме того, три передвижные экологические лаборатории (ПЭЛ) проводят измерения на жилых территориях столицы на основании обращений граждан. Мониторинг ПЭЛ также осуществлялся вблизи 55 промышленных предприятий Москвы.
Результаты мониторинга состояния воздуха доступны на сайте mosecom.ru. Там представлены данные всех веществ, измеряемых станциями в разных районах города. Например, по данным на 11 декабря концентрации РМ10 на АСКЗА, расположенной на улице Спиридоновка в ЦАО Москвы, составили 0,055 ПДК, а на востоке столицы, в Новокосино — 0,04 ПДК.
Как рассказывают в CARB, источники загрязнения воздуха в Калифорнии бывают стационарные (фабрики, нефтеперерабатывающие заводы, ТЭЦ), передвижные (автомобили, грузовики, автобусы, поезда, самолеты), индивидуальные (камины, потребительские продукты) и естественные (животные, пыль, лесные пожары). Наибольшей «популярностью» данные о загрязнении воздуха пользуются в периоды лесных пожаров (как правило, осенью). Типичный пример тому — ноябрь 2018 года, когда пожары в Северной Калифорнии привели к многодневному смогу, а качество воздуха в районе залива Сан-Франциско в некоторые дни было худшим в мире. Наиболее загрязненными частями штата (в отсутствие лесных пожаров) являются Лос-Анджелес из-за совокупного воздействия на атмосферу транспортных средств и промышленности, а также сельскохозяйственные регионы центральной части Калифорнии, где велики выбросы сельскохозяйственной техники, грузовиков и пылевое загрязнение.
Как отмечает представитель CARB Стэнли Янг, за 40 лет воздух в наиболее загрязненных частях штата заметно улучшился — сейчас автопарк штата на 99% экологичнее, чем в 1970-х, в том числе из-за более строгих требований в штате как к экоклассу автомобилей, так и к продаваемому топливу. По сути, как говорят в ведомстве, учитывая текущие технологические возможности, в области легковых автомобилей сделано все, что возможно. Дальнейшая работа должна концентрироваться на снижении использования автомобилей в целом, что непросто в условиях установившейся культуры передвижения на автомобилях, из-за особенностей жилой застройки и ценообразования на жилье, а также из-за необходимости сокращения выбросов парниковых газов от сельскохозяйственной техники, портового оборудования, судов и грузовиков.
Жители штата в целом доверяют официальной статистике, однако, на фоне растущего интереса к вопросам экологии, качества жизни и состояния окружающей среды в Калифорнии появляются технологические стартапы, позволяющие жителям получать альтернативные гиперлокальные данные в режиме реального времени. Один из них — Purple Air, предлагающий информацию о загрязнении воздуха на уровне района. В приложение данные собраны с небольших датчиков качества воздуха, установленных жителями штата в домах и офисах, и размещены в режиме онлайн на интерактивной карте. Еще один пример гражданского мониторинга качества воздуха — Проект по экологическим показателям в Западном Окленде (WOEIP). Там жителям раздавали рюкзаки с мобильными анализаторами качества воздуха, разработанными в Калифорнийском университете в Беркли. Позже партнерами WOEIP стали Фонд защиты окружающей среды и Google, размещая сенсоры, в том числе в машинах Google Street View, постоянно перемещающимся по улицам города. Результаты мониторинга были опубликованы в журнале Environmental Science & Technology.
Власти штата также собираются продолжать развивать системы контроля качества воздуха. Так, в 2017 году местный парламент принял закон, который обязывает CARB поддерживать развитие систем мониторинга загрязнения атмосферы на уровне конкретных районов и местных сообществ — последние теперь могут покупать недорогие анализаторы качества воздуха из средств, выделяемых правительством штата, для получения данных на более локальном уровне.
Отметим, что основной производитель и поставщик электроэнергии и природного газа в Северной Калифорнии Pacific Gas and Electric Company, чтобы предотвратить вызывающие возгорание вспышки на линии электропередач, в условиях надвигающихся лесных пожаров отключил электричество в ряде районов штата на несколько часов или даже дней. Это привело к тому, что многие станции измерения качества воздуха (и официальная, и общественные) отключились, а на резервном питании они стали давать неверные показания в режиме онлайн.
Ангелина Давыдова
Источник: http://plus-one.forbes.ru/blog/dostupnost-ponyatnost-giperlokalnost