Дымы над Ташкентом. Операция «чистый воздух» отдыхает
Все заметнее новая тенденция при застройке Ташкента и других городов Узбекистана — автономное теплоснабжение. Выбросы от сжигания газа из труб автономных котельных — непосредственно над крышами, рассеивание в ближайшем окружении, над головами.
Со стороны лиц, принимающих решения, тенденция поддерживается по понятным причинам: коммуникации советских времен старые, требуют обновления, на новые объекты не рассчитаны. Застройщикам дешевле поставить трубы, чем вкладываться в обновление сети. Да никто от них этого и не ждет. Государство, провозгласив рыночный курс, от решения проблемы отстранилось.
На фото видно, что дым со всеми его грязными ингредиентами, все ближе к людям.
Загрязнение воздуха усиливается и c увеличением числа автомобилей. По данным Госкомстата, на 1 января 2021 года общее количество автомобилей в собственности физических лиц в стране достигло 2767126 машин. В среднем на сто человек приходится 8 автомобилей. В Ташкенте у частных лиц 467176 автомобилей. Приплюсуем к этому числу грузовой и легковой транспорт юридических лиц.
Опаснейший продукт сгорания углеводородного топлива для человека — бенз(а)пирен. Это химическое соединение — первого класса опасности. Вызывает онкологические заболевания. Бензапирен способен проникать в организм через кожу, органы дыхания, желудочно-кишечный тракт, плаценту. Помимо канцерогенного оказывает мутагенное, эмбриотоксическое и гематотоксическое действие. Загрязняет не только атмосферный воздух, но и почву, воду.
Прибор для замеров бензапирена — дорогой. В Ташкенте измерения проводились в конце восьмидесятых годов. После чего девушек-регулировщиц «убрали» с перегруженных транспортом перекрестков. Вероятно, прибор был привезен на время исследований. Сейчас такого оборудования в Узбекистане нет. Нет информации — нет проблемы. Это же относится к мелкодисперсным частицам. Отсюда и пренебрежительное отношение лиц, принимающих решения, к качеству атмосферного воздуха.
Наталия ШУЛЕПИНА
фото автора