Красная книга Таш-Кумыра

ИНЖИР

В стихотворении грузинского поэта XVII в. Гарсевана Чолокашвили упоминается о том, что некогда инжир произрастал в райских кущах. По-видимому, поэту была знакома библейская легенда о совращении Евы. Съев запретный плод и возжелав прикрыть свою наготу, Ева не нашла ничего лучшего для этой цели, как довольно крупный темно-зеленый лист инжира (фиговый листок). В Библии также рассказывается легенда о попытке деревьев выбрать из своей среды царя. После того как маслина отказалась от предложенной ей чести быть царем над деревьями, те обратились к инжиру. Сам факт обращения к этому растению с предложением стать монархом среди деревьев свидетельствует об исключительно большом значении его в жизни людей. Итак, деревья сказали инжиру: «Иди ты, царствуй над нами».Но инжир, как и маслина, отказался занять вакантную должность. Инжир наряду с маслиной, гранатом, виноградом и пшеницей олицетворяет богатство страны обетованной Ханаана. Когда древнееврейский народ достиг ее границ, Моисей отправил вперед разведчиков. Через 40 дней они вернулись, неся сочные смоквы.
Таким образом, инжир чрезвычайно высоко ценился древними народами. Он был в числе первых растений, окультуренных человеком. Ученые полагают, что в культуру инжир был введен более 5 тыс. лет назад в Малой Азии, в горной области Карии, откуда затем распространился по всей Передней Азии и в Древнем Египте. В Египте были найдены барельефы, изготовленные более чем за 2500 лет до н.э., изображающие сбор инжира.


В Древнюю Грецию он проник задолго до Гомеровой эпохи. Там растение было посвящено Деметре и Дионису. Мифы утверждают, что Деметра подарила священную смоковницу царю Фиталу (Футулусу) за оказанные ей почести и гостеприимство. В Древнем Риме инжир также пользовался большим уважением. Именно это растение, как утверждает легенда, помогло остаться в живых основателю Рима Ромулу.
Известно, что римляне покланялись фиговому дереву, которое росло в Риме на месте Форума. Когда разнеслась весть о том, что дерево стало сохнуть, все население было повергнуто в глубокий траур. Об уважительном отношении к инжиру в Древнем Риме свидетельствуют праздники, посвященный Вакху, когда почитатели этого бога во время шумных процессий несли в руках фиги. В Древней Индии в эпоху Мохеджо-даро поклонялись ряду древесных пород, в том числе и инжиру. Это растение было посвящено богу Вишне.
В каждом селении обязательно произрастало свое священное дерево, которое считалось покровителем и советником людей. К нему люди обращались с просьбами о даровании потомства, богатства, предсказаний или мудрого совета. Само собой разумеется, что около священного дерева совершались жертвоприношения.
Его поливали молоком, смешанным с водой, ему дарили цветы, благовония или печеный хлеб.
Инжир – дерево или кустарник высотой 4-10 метров с толстыми крупными ветвями и красивыми трех – или пяти лопастными темно-зелеными листьями. Летом под сенью инжира можно найти надежную тень и прохладу. Когда же растение сбрасывает листву, то становятся хорошо заметными толстые молодые побеги. На концах таких извилистых зеленых узловатых побегах располагаются почки. Если обломить веточку, то можно обнаружить выделение млечного сока. Это характерный признак растений из рода фикус. Цветки инжира невзрачные, очень мелкие, расположенные внутри грушевидного сикония. В верхней части этого соцветия имеется отверстие, прикрытое чешуйками. Цветки у смоковницы трех типов: мужские (пестичные), женские коротко-столбиковые, или галловые, и женские длинно-столбиковые, дающие плоды. Женские длинно-столбиковые цветки образуются в крупных сикониях, а мужские и женские цветки – в мелких, называемых каприфигами. У дико растущих форм инжира оба типа соцветий располагаются на одном и том же растении, а у культурных обычно на разных. В этом случае плоды образуются только на растениях, имеющих женские длинно-столбиковые цветки. Для того чтобы образовались соплодия (фиги), на участке среди женских

деревьев обязательно должны быть мужские. Обычно на сотню женских деревьев равномерно высаживаются 5-6 мужских.

Некий купец не знал об этом и попал впросак. Проведав, что торговля инжиром дело прибыльное, он приобрел большой фиговый сад. Его конкурент, хитрый и завистливый, решил навредить ему. В разгар уборки урожая он зашел к купцу и сделал удивленный вид:
— Зачем ты держишь в своем саду эти бесполезные деревья? Только место занимают а плодов не дают. Я уже давно избавился от них у себя.
Малоопытный в растениводстве купец побежал за топором и вырубил «бесполезные деревья. Когда же через год пришло время уборки урожая, в его саду убирать было нечего. Так повторилось несколько раз, пока разгневанный купец не вырубил все фиговые деревья.

Соплодия инжира имеют различную окраску. В большинстве случаев они желто-зеленые, но бывают и фиолетово-черные.
В нашей стране в диком виде инжир произрастает в субтропических районах Средней Азии ( Западный и Южный Памиро-Алай, Западный Тянь-Шань). Его можно увидеть и у нас в городе Таш-Кумыр.
Инжир – древнее растение, один из характерных реликтов третичного периода. На древность растения указывает целый ряд признаков (цикличность прироста, вторичное цветение, каулифлория и др.)
В результате хозяйственного освоения территорий происходит уменьшение численности инжира в природе. Плоды дикорастущих форм – важный источник питания местного населения Средней Азии и Кавказа, поэтому растения издавна переносились в сады, где в результате многовековой селекции возникли различные ценные формы инжира. Дикорастущие особи и сейчас представляют большой интерес для селекции: они морозостойки, имеют крупные соплодия. Отдельные месторождения инжира находятся на территории некоторых заповедников Средней Азии. Необходимо создать несколько заказников для сохранения генофонда ценного растения в Средней Азии.
НПО «Чинтамани»
По материалам книги «Редкие и исчезающие растения» В. Артамонов

Вам может также понравиться...