В Нарынском областном музее открылась экспериментальная выставка
14 июня 2019 года в Нарынском историко-этнографическом музее имени Какен Мамбеталиевой открылась выставка «Нарын-Сырдарья: три истории реки», в которой представлены результаты экспериментальной коллаборации художников и исследователей.
Выставка организована Отделом культурного наследия и гуманитарных наук Высшей Школы развития Университета Центральной Азии (УЦА) и группой ученых Тюбингенского Университета Германии, проводившей исследование в странах Центральной Азии. Две недели художники и команда исследовательского проекта жили в кампусе Университета Центральной Азии в Нарыне и вместе разрабатывали футуристические концепты мирного сосуществования реки и людей, чтобы представить их на выставке.
Четырехлетнее этнографическое исследование “Социальная жизнь реки: история окружающей среды, социальные миры и предотвращение конфликтов вдоль Нарына-Сырдарьи” проводилось группой антропологов, политологов и историков под руководством д-ра Жанн Фэо де ла Круа из Тюбингенского университета, Германия, в нескольких городах и селах по течению реки: Казалы (Казахстан), Нарын (Кыргызстан), Шамалды-Сай (Кыргызстан), Фергана (Узбекистан), Худжанд (Таджикистан).
«Открытие выставки стало заметным событием и вызвало большой интерес у жителей и гостей Нарына. Такие экспериментальные выставки с креативным художественным оформлением набирают большую популярность во всем мире и наш музей старается следовать новым тенденциям для того, чтобы разнообразить культурную жизнь города», — говорит Анара Сабитова, директор Нарынского областного музея, со-организатора мероприятия.
В экспозицию выставки вошли следующие художественные работы:
- Графический дневник молодой бишкекской художницы Дениз Назаровой, рассказывающий о 10 днях, которые провели вместе исследователи и художники для подготовки выставки.
- Циклическая конструкция «Потоки», в которой авторы Гульзат Баялиева, Динара Каныбек кызы и Оксана Капишникова показали историческую хронику поселка Шамалды-Сай, который в советское время был на так называемом «московском обеспечении», и продолжает существовать за счет мигрантов, работающих в Москве.
- Мультимедийный проект «Нерассказанная история мостов» Жан Фео де ла Круа, Дениз Назаровой, Чолпон Жуманалиевой и Айдара Жумабаева, который подробно рассказывает о взаимодействии человека с рекой.
- «Камышовый Байтерек» (Айбек Самаков, Зулайка Есентаева, Нарынбек Казыбеков) – это ироничное отображение конфликта между условиями жизни простых людей в дельте Сырдарьи в западном Казахстане, собирающих камыш и использующих его как строительный материал, и модернизационными устремлениями казахского режима.
- Серия коллажей «Посторонним вход воспрещен!» с рассказом Мохиры Суяркуловой о гендерной маркированности реки в Худжанте, где женщины практически не взаимодействуют с рекой публично – не купаются, не отдыхают на пляже и не рыбачат, в отличие от мужчин.
- «Ужин в Нарыне.2350 год». Футуристический ужин нарынской семьи из пластиковой еды. Какие нас ждут перспективы? Научимся ли мы переваривать пластик, или же нам стоит задуматься над поиском других решений уже сейчас?
Планируется, что выставка будет передвижной и после официального старта в Кыргызстане пройдет в других странах Центральной Азии.
Еще одним мероприятием выставки стала презентация новой книги «Танаис и Тал» на кыргызском языке автора Алтын Капаловой, исследовательницы Отдела культурного наследия и гуманитарных наук УЦА. Презентация прошла для маленьких участников Летнего лагеря Школы профессионального и непрерывного образования (ШПНО) УЦА и для посетителей выставки в музее.
Фоторепортаж можно посмотреть и скачать по ссылке: https://flic.kr/s/aHsmEjsFWG
Алма Карсымбек
Высшая Школа развития Университета Центральной Азии
Graduate School of Development
University of Central Asia | Tajikistan | Kyrgyz Republic | Kazakhstan