Как соединяются архитектура, окружающая среда и экология
Об этом рассказывает кандидат архитектуры, член-корреспондент Международной академии архитектуры (МААМ), почетный архитектор КР, лауреат международных и республиканских архитектурных конкурсов и выставок Белек Адыканович Сарымсаков.
— Белек Адыканович! Вот уже почти 8 лет Вы является заместителем председателя Союза архитекторов Кыргызской Республики. Вы член Градостроительных советов Госстроя КР и города Бишкека. Так и напрашивается вопрос о застройке Бишкека: что случилось с нашим городом?
— Генеральный план города Фрунзе разрабатывался в 60-х годах прошлого столетия, а в 1973 году в столицу Киргизской ССР были приглашены московские градостроители для разработки Плана Детальной Планировки центральной части города. В эти годы и сформировалось лицо г.Фрунзе. Обидно за то, что мы его почти потеряли и, к сожалению, продолжаем терять дальше с каждым днем. С приобретением Независимости застройка центра города прекратилась и постепенно, год за годом, градостроительная политика меняется в худшую сторону. На сегодняшний момент градостроительная ситуация в городе зашла в тупик.
— На это есть разные причины. Можете их перечислить?
— Назову одну из самых главных – отсутствие четкой нормативно-правовой базы. В советское время вся законодательная база для архитектуры и градостроительства составлялась в научно-исследовательских институтах Москвы. Но время идет и вся нормативно-правовая документация, разработанная в советское время, с каждым годом устаревает и теряет свою актуальность. Отсюда и вся чехарда с отводом земель, точечной, выборочной застройкой, нарушениями основных позиций генерального плана и т.д. И это касается не только города Бишкека, но и других городов республики.
— А как выйти из этой ситуации?
— Для того, чтобы государство четко и слаженно функционировало как единый организм, необходимо соблюдать установленные законы социально-экономической деятельности, куда входит и градостроительная область, направленная на улучшение жизнедеятельности населения. Нужна Генеральная схема расселения страны, созвучная с Национальной стратегией развития КР. Необходимы градостроительные программы, в которых будут учтены улучшение социальных условий проживания, локальные системы расселения, генеральные планы городов и т.д. Без выполнения этих программ сложно строить социальное общество, довольное своим государством.
— Означает ли это, что любой архитектор обязан еще быть немного экологом?
— Ну, подумайте сами. К примеру, как можно возводить в Бишкеке 200 многоэтажных жилых домов одновременно без учета социально-бытовых условий?! Ведь в каждом доме будут проживать по приблизительным расчетам 10-12 тысяч семей, в каждой из которых минимум 2 ребенка. Где строительство школ, детских садов, спортивных площадок? Сегодня мы видим лишь печальную картину, как застройщики из каждого квадратного метра пытаются выжать прибыль, не думая о людях…
— Значит, что у архитектора должна быть ответственность перед обществом за сохранение окружающей среды?
— Вне всякого сомнения! Более того, у архитектора нет права на ошибку: его уродливое творение не спрячешь подальше от людских глаз. Любое строительство — это еще и колоссальные ресурсы. Архитектор обязан обдумывать, предусматривать и решать целый спектр проблем, в том числе и проблему взаимодействия человека с природой. Он обязан соблюдать пороговые нормативы по озеленению и созданию микроклимата городской застройки!
— Уже много лет Вы являетесь экспертом флорентийского культурного фонда «Ромуальдо дель Бианко» (Romualdo del Bianco). Расскажите, пожалуйста, об этом некоммерческом фонде из Италии.
— Фонд Ромуальдо дель Бьянко (Флоренция, Италия) был основан в ноябре 1998 года семьей дель Бьянко при содействии группы деятелей культуры и общественных деятелей города Флоренция. При учреждении основной целью деятельности фонда было названо распространение тех ценностей, которые на протяжении своей жизни пропагандировал известный флорентийский общественный деятель и меценат Ромуальдо дель Бьянко. Главной целью Фонда является развитие культурного диалога между разными странами.
— Выходит, в Вашем лице можно говорить о развитии культурного диалога между Кыргызстаном и Италией? Бывая во Флоренции — одном из красивейших городов мира с богатой историей и продолжающемся динамично развиваться и в наши дни, любой человек невольно погружается в мир прекрасного и неизведанного. А в какую атмосферу он погружается в Бишкеке?
— Мой родной город – Фрунзе. Этого города сейчас уже нет… Остается только воспоминание о том, что Фрунзе входил в тройку самых чистых и зеленых городов Советского Союза! Есть Бишкек с совсем другим лицом, где постепенно углубляется и ухудшается и без того нездоровая среда проживания горожан, на себе ощущающих результаты бездумной градостроительной политики. А в Италии есть множество зданий и сооружений, на которые архитекторов вдохновила сама природа! Есть много парков и скверов!
— Говорят, что надежда умирает последней. В контексте с темой нашего разговора так и вертится на языке вопрос: на что нам надеяться, мечтая изменить вышедшую из-под контроля градостроительную ситуацию в лучшую сторону?
— Пока что Бишкек обнадеживает то, что на последних Градостроительных советах появилась хорошая тенденция рекомендовать к дальнейшему проектированию в основном только комплексную застройку группами домов, кварталами с учетом необходимых элементов социально-бытового назначения и вне пределов центральной части столицы. Думаю, что с разработкой стратегии развития столицы, тенденции на улучшение городской среды будут продвигаться быстрее.
— Вы были членом диссертационного Совета КРСУ-КГУСТА и продолжаете участвовать в заседаниях экзаменационных комиссий, на защитах дипломных проектов нынешних выпускников — будущих архитекторов. Чем они сегодня отличаются от Вас и ваших сокурсников в их возрасте?
— Мы знакомились с мировой архитектурой через единственную в республике библиотеку ЦНТБ, где в одном-двух экземплярах выписывались за валюту архитектурные журналы из зарубежных стран. И поскольку их на дом не выдавали, нам, студентам-архитекторам приходилось подолгу зарисовывать то, что особенно понравилось. Понятно, что ни о каких ксероксах и сканерах в то время говорить не приходилось. Отсюда, по-видимому, осталась любовь к архитектурной графике.
К сожалению, современная техника и интернет, с одной стороны, облегчили доступ к информации, а с другой – любовь и способность рисовать отпала у многих студентов и архитекторов. Сейчас у молодых архитекторов при проектировании выпала стадия эскизирования — творческий аналитический процесс, невозможный без рукодельной работы. Предполагаемый объект проектирования сначала зарождается в голове, в правом или левом полушарии, у кого как, затем сформированные мысли ложатся на бумагу в виде схем, рисунков, зарисовок. А дальше – процесс, связанный с функцией, образом, планировочной структурой…
Компьютерные графические программы напрочь отсекли творческий поисковый процесс, и архитекторы стали «печатать» типовую компьютерную архитектуру, которую видим в застройке Бишкека последние годы. Как в советское время, сегодняшние бишкекские многоэтажки можно встретить в Челябинске, Чымкенте, Таганроге…
-Белек Адыканович! Вы принимаете активное участие в разработке стратегических документов в архитектурно-строительной отрасли, градостроительной концепции развития столицы республики, в нормативно-правовой и нормативно-технической документации, пишете научно-популярные статьи, занимаетесь рисунком. Вы считаете себя состоявшейся личностью?
— Здесь я отвечу цитатой Архимеда, который был не только великим математиком, но и талантливым инженером: «Вы не можете ничего сделать с длиной Вашей жизни, но можете многое сделать с ее шириной и глубиной».
Поучительные слова, особенно для лиц, принимающих жесткие политические решения изменить вышедшую из-под контроля градостроительную ситуацию в лучшую сторону.
Недавно Белек Адыканович Сарымсаков был награжден дипломом Орхусского Центра Бишкека за статью «Как улучшить экологию Бишкека. Мнение неравнодушного градостроителя». Пожелаем ему успехов теперь уже в качестве экоактивиста!
Беседовала Ирина Байрамукова